Новая педагогика » Особенности профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях с учениками старших классов » Понятие профориентации, сложности профессионального самоопределения и система профориентационной работы в школе

Понятие профориентации, сложности профессионального самоопределения и система профориентационной работы в школе

Страница 1

Само возникновение профессиональной ориентации связывают с появлением первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 году и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908 г. Работа этих первых профориентационных служб основывалась на «трехфакторной модели» Ф. Парсонса, когда у претендента на те или иные профессии выявляли способности и психологические качества, соотносили их с требованиями профессий и, уже на основании этого, выдавали рекомендацию о пригодности или не пригодности человека к данной профессии. [9]

Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать. Каждый человек при выборе профессии руководствуется разными принципами: кому-то посоветовали родители, кто-то пошел учиться вместе с товарищем, подругой, кто-то выбрал популярную, модную профессию.

Цели профориентации продиктованы обществом, его задачами, потребностями.

Существует формула выбора профессии, которая состоит из трех следующих друг за другом факторов:

1-й фактор включает в себя профессиональную направленность, интересы, склонности человека, желания. Мы можем назвать этот фактор одной фразой: «что я хочу». И если мы выпишем список профессий, которые нам интересны, и мы хотели бы освоить, этот список бы получился очень длинным. Но одного «хочу» в выборе профессии мало. Вступает в действие уже 2-й фактор.

2-й фактор включает в себя состояние здоровья, личностные особенности. Кто-то из вас склонен к активной деятельности, а кому-то нравиться выполнять работу, требующую внимания, усидчивости. Здесь же необходимо учитывать уровень ваших знаний и личные способности, осведомленность в разных областях деятельности, уровень интеллектуального развития. Большое значение при выборе профессии имеет и материальное состояние семьи. Второй фактор можно назвать одной фразой, «что я могу». И если список профессий, который вы написали, приведя в соответствие с вашими интересами, мы будем редактировать в соответствии с вашими возможностями, он станет более кратким, но более реальным.

3-й фактор включает в себя специфику регионального рынка труда, спрос на данную профессию, а также возможность построения профессиональной карьеры, в том числе, освоения смежных специальностей. Этот фактор можно назвать одной фразой: «что надо». Из отредактированного списка мы начинаем выбирать те профессии, которые нужны на рынке труда и дают человеку больше возможностей в построении профессиональной карьеры (профессиональный постоянный рост по вертикали – начинает с низкой должности и в дальнейшем переходит на более высокие и ответственные должности, например, рабочий, мастер, бригадир, начальник смены и т. д. Или по горизонтали, когда человек на рабочем месте осваивает широкий спектр смежных специальностей и совершенствует свое мастерство, например техник-строитель может освоить еще специальности на рабочем месте: бетонщик, каменщик, плиточник, мозаичник и т.д.).

После изучения материалов и различной литературы цель профориентации можно свести к тому, чтобы помочь в выборе профессии, т.е. разобраться в себе, а так же узнать свои интересы, склонности, личностные качества, индивидуальные особенности, особенности здоровья, востребованность профессий на рынке труда и с учетом этого найти такой вид деятельности, где будет возможным успешно себя применить.

Профориентационная работа в учебном процессе реализуется через следующие формы: специальный курс по выбору профессии; урок; факультативы; предметные кружки; научное общество учащихся; олимпиады, конкурсы; тематические вечера; работа групп консультантов по предметам; тематические газеты по предметам.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Методика разучивания песни на уроке
Работа над школьной песней – процесс многоплановый. Что бы воплотить в исполнение художественный замысел композитора, учителю музыки необходимо не только овладеть репетиционным жестом для лучшего обращения с классом с целью подчинения его своей воле, но и провести большую трудоёмкую предварительную ...

Развитие изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетного рисования с использованием нетрадиционных техник
Проводился с детьми: Алисой А., Кириллом К., Иман М., Настей Ш., Кариной Н., Никой П., Олегом Г., Дашей М. , которые в констатирующем эксперименте показали имеющиеся предпосылки развития высокого уровня изобразительного творчества. Целью формирующего эксперимента было развитие изобразительного твор ...

Методика изменения учебной деятельности
При развитии мотива достижения ориентируйте учеников на самооценку деятельности: Спрашивайте ученика: «Ты доволен результатом?», вместо оценки: «Ты хорошо справился с работой». Проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и пробелов. Постоянно интересуйтесь отношением ученика к процесс ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru