Новая педагогика » Использование межпредметных связей как средство развития связной речи на уроках литературного чтения » Методика использования межпредметных связей на уроках литературного чтения с целью развития связной речи

Методика использования межпредметных связей на уроках литературного чтения с целью развития связной речи

Страница 2

Средства наглядности помогали читателям-школьникам не только уточнить представления о предметах и явлениях, но и конкретизировать отдельные художественные образы или даже образную систему литературного произведения.

Непосредственная наглядность включает в себя, прежде всего «реалии» эпохи, ознакомление с которыми помогает школьникам в полноценном восприятии литературного произведения, обогащает их читательский и жизненный опыт.

При изучении темы родной природы можно использовать: репродукции картин русских художников-пейзажистов: И.Э. Грабарь «Рябинка», В.К. Бялыницкий-Бируля «Задумчивые дни осени», И.И. Левитан «Весна. Большая вода», А.К. Саврасов «Грачи прилетели», И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Корабельные сосны», М. Врубель «К ночи», М. Ромадин «Последний луч»;

Подчеркивая специфику чтения, писатели далеко не случайно сопоставляют ее с другими искусствами. М. Горький, например, определяет чтение как «наука пластического изображения посредством слова». Обращение писателей к опыту смежных искусств, как правило, сопутствует творческому процессу. «Писатель должен помнить о живописце, архитекторе, музыканте .» - утверждает А. Блок.

«Литературность» живописи проявляется не только в ее повествовательности. Живопись усваивает и приемы, которые типичны для чтения.

Повествовательность, «литературность» живописи, ее способность в одной картине рассказать о многом и служа весомым основаниям для привлечения художественных картин на уроки чтения.

(Музыка стиха Музыкальность прозы писателя «Дух музыки» (А.Блок), пронизывающий творчество художника слова .). Эти привычные выражения говорят о тесном проникновении двух видов искусства - чтения и музыки.

Воздействуя на чувства, музыка создавала на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания произведений. В отличие от чтения, музыка не может передать конкретных представлений и понятий, зато она способна глубоко и непосредственно передать переживания человека, что способствовало лучше понять литературное произведение. Ребята яснее представляли явления, процессы и понятия и находили больше сравнений, метафор и олицетворений. Не случайно композитор А.Н. Серов называл музыку языком души, жизнью души, выраженной в звуках.

Повышенная эмоциональность музыки, ее способность глубоко и взволнованно выразить жизнь души, ее сходство с интонациями человеческой речи роднят чтение и музыку как виды искусства и создают предпосылки интеграции этих двух предметов. Нередко источником вдохновения для композитора выступает литературное произведение. Музыка и литературный текст, соединяясь в песне, романсе, опере, образуют новое художественное единство, которое начинает жить по своим законам.

Закономерная взаимосвязь чтения и музыки постигается учащимися на уроках анализа литературных произведений, либо запечатлевших музыку в словесном материале, либо послуживших основой для создания романсов и песен; на уроках изучения биографии писателя. Проникновение, чуткое понимание музыки находит отзыв в их литературных произведениях, в гармоничности и выразительности художественного слова.

Благодатный материал для воплощения в музыке дает лирика. Например, при изучении темы родной природы можно использовать музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Времена года», Э.Григ «Утро» и т.д. Среди авторов музыки следует назвать СИ. Тургенева, Н.А. Римского - Корсакова, И.А. Кюи, П.И. Чайковский, А.П. Бородина, СВ. Рахманинова и других.

Чтение и музыка дают широкие возможности для нравственного эстетического воспитания, для духовного обогащения юного поколения. Важно, чтобы эти занятия раскрывали, развивали творческие способности учащихся младших школьников.

Кроме того, происходит формирование личности ученика, т.е. все психические процессы, которые он способен в себе развить понадобятся ему для освоения культуры. В результате коллективной жизнедеятельности, активного «проживания» в культурной среде, ученик должен воспроизводить в своем опыте разные стороны жизни людей, всевозможные отношения между ними, осуществляется его воспитание и самовоспитание.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Общая характеристика познавательных процессов
Психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей, называются познавательными процессами. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др. И ...

Анализ опыта реализации профильного обучения на примере
г. Комсомольска-на-Амуре Для достижения поставленных целей и задач, нами было проведено исследование проблемы реализации профильного обучения на практике в школах города Комсомольск-на-Амуре. Нами были опрошены учителя географии школ города. Учителям было предложено ответить на вопросы анкет. перва ...

Социально-психологические детерминанты развития субъекта созидательной коммуникации
Созидательная коммуникация - это процесс межличностного взаимодействия, способствующий развитию субъектности как интегративного свойства индивидуальности, процесс, в ходе которого возникает возможность инициировать и поддерживать условия субъект-субъектного взаимодействия. Социально значимой являет ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru