Педагогика и воспитание » Активизация учебной деятельности младших школьников » Игра как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Игра как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Страница 4

Игра – это также и средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. Учение должно быть организовано таким образом, чтобы оно выступало как свободная форма активности учащегося, и такой формой активности, уже освоенной младшими школьниками, является игра.

Как показывают исследования психологов, в частности В.В. Давыдова, младшие школьники, особенно первоклассники, отличаются высокой познавательной активностью. У них преобладает наглядно-действенное мышление. Находясь в поисках ответа на бесконечные «почему и как», ребенок с большой готовностью выполняет практические действия с предметами, которые его заинтересовали. У младших школьников преобладает непроизвольное внимание и память. Эта особенность определяет частую смену деятельности и включение игры в учебный процесс.

Выготский Л.С., рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. В школьном возрасте, как отмечает этот психолог, игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном образовании и труде.

У любой игровой деятельности есть своя природа, а значит, свое строение, совокупность устойчивых связей, обеспечивающих ее целостность, т.е. своя структура. В игре отсутствует подчиненность практическим обстоятельствам, требованиям и задачам обыденной жизни, но потребность воздействовать на внешний мир сохраняется.

«Понять природу игры, значит, понять природу самого детства», совокупность его важнейших свойств. Законы, правила, элементы игры проявляются как бы вне принятых норм человеческого разума, истины, долга.

Игровая деятельность часто состязательна – с соперником или с самим собой. Состязательность, соперничество – это внутренняя пружина игры. Она нацеливает детей на выигрыш. Игровая деятельность позволяет использовать в игре все свои силы, опыт, мастерство для достижения цели. Игровая деятельность стимулирует участников, вызывает подъем активности, творчества. Посредством игры ребенок преобразует деятельность, изменяет мир. В игре формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир, стать субъектом, хозяином своей деятельности. Сущность игровой деятельности заключается в том, что в ней важен не сам результат, а процесс, связанный с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны. Важен опыт переживания положительных чувств ребенка, ибо через переживания только и можно воспитать отношение и к неигровой, реальной деятельности. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что « ребенок, играя ту или иную роль, не просто фиктивно переносится в чужую личность; входя в роль, он расширяет, углубляет, обогащает свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и самой личности ребенка в целом».

Таким образом, особенность игровой деятельности несет в себе большие воспитательные и развивающие возможности, так как, управляя содержанием игровой деятельности, включая в сюжет игры определенные роли, педагог может тем самым программировать определенные положительные чувства играющих детей. В игре ребенок выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения, в игре ребенок как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего повседневного поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Коррекционно-логопедическая работа с детьми
Речевые нарушения у детей с дефектами зрения встречаются гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. При отсутствии логопедической помощи дети с нарушениями зрения пополняют группу детей академического риска из-за высокой вероятности возникновения стойких специфических трудностей пр ...

Дидактические основы использования аудиовизуальных средств обучения
Качество проведения занятий в школе саду зависит от наглядности изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные аудиовизуальные средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями: являются источником информации; рационализируют формы пр ...

Игра как средство активизации учебной деятельности младших школьников
Рассмотрим, что такое деятельность вообще и игровая деятельность в частности. У Фридмана Л.М. и Кулагиной И.Ю. находим: «под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объектированного продукта материальной или духовной ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru