Педагогика и воспитание » Особенности перцептивной модальности и интонации у дошкольников с ОНР III уровня, имеющих стертую форму псевдобульбарной дизартрии » Особенности общеречевых навыков и интонационной выразительности у дошкольников с ОНР

Особенности общеречевых навыков и интонационной выразительности у дошкольников с ОНР

Страница 1

К общим речевым навыкам относят: фонационное (речевое) дыхание, координация дыхания, голосообразования и артикуляции, мимика и выразительность движений, способность понимать и выражать различные эмоции, сила голоса, высотный диапазон голоса, темпо-ритмическая организация высказывания, восприятие и воспроизведение основных интонационных типов оформления высказывания (повествовательного, вопросительного, восклицательного) (Г.А. Османова, Л.А. Позднякова).

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики, фонематических процессов.

Р.Е. Левиной была разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи (ОНР): от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. В этой периодизации выделяют три уровня речевого недоразвития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста.

Первый уровень характеризуется ограниченными речевыми средствами общения. Активный словарный запас детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. При этом детьми широко используются указательные жесты и мимика; также дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, обозначая разницу значений интонацией и жестами. В зависимости от ситуации лепетные образования можно расценить как однословные предложения. В речи детей преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, тем не менее, у детей, находящихся на низком уровне речевого развития, отмечается ограниченность импрессивной стороны речи (Г.И. Жаренкова, 1967). Понимание значений грамматических изменений слова отсутствует или находится в зачаточном состоянии; звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью, отмечается нестойкое фонетическое оформление; фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Характерной чертой речевого развития детей этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

Переход ко второму уровню речевого недоразвития характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. При этом уровне общение осуществляется посредством использования постоянного, но все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов. Речевая недостаточность проявляется отчетливо во всех речевых компонентах: значительно отстает от возрастной нормы словарный запас, фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений, типичными являются затруднения в усвоении звукослоговой структуры слова. Наблюдаются и многочисленные грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций; также у детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

Третий уровень речевого недоразвития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Характерной особенностью является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Отмечаются также нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешения звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет. Часто нарушенной также оказывается звукослоговая структура слов: дети нередко искажают в речи трех-четырехсложные слова, сокращая количество слогов, переставляя и заменяя звуки и слоги; встречаются также сокращения при стечении согласных в слове. У детей с третьим уровнем ОНР на фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. Нередко дети заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово – другим, сходным по значению. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. В речи детей, имеющих ОНР третьего уровня встречаются аграмматизмы. При этом большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов. Понимание обращенной речи приближено к норме, однако понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения затруднено.

Помимо выделенных Р.Е. Левиной трех уровней речевого недоразвития установлена еще одна категория детей, которая может быть определена как четвертый уровень речевого недоразвития – нерезко выраженное недоразвитие речи (Т.Б. Филичева). У таких детей обнаруживаются незначительные нарушения всех компонентов языка, что чаще всего выявляется в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Этап формирования коммуникативных умений и навыков
Автоматизация и дифференциация звуков на более сложном речевом материале. Формирование произносительных навыков в различных ситуациях общения, путём осторожного и постоянного расширения круга общения, создание проблемных ситуаций. Коррекция лексико-грамматических нарушений. Таким образом, система л ...

Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических чертах личности
Под термином аутизм понимают «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой» (К.С. Лебединская). Аутизм как симптом встречается при довольно многих психических расстройствах, но в некоторых случая ...

Ориентация содержания тестовых заданий на компоненты требований к результатам обучения
На основе проекта Федерального компонента государственного образовательного стандарта, подготовленного Минобразованием России, в школы введен обязательный минимум содержания образования по каждому предмету и описание требований к уровню подготовки учащихся. Это позволяет не только ориентироваться н ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru