Педагогика и воспитание » Самоанализ деятельности учителя как основа управления процессом обучения математике » Подготовка учителя к работе с технологией

Подготовка учителя к работе с технологией

Страница 3

Объяснительно-иллюстративный метод обучения удобен для передачи большого количества информации, изложения и усвоения фактов, подходов, оценок, выводов и пр. Обучаемые, воспринимая информацию из уст педагога, остаются в рамках репродуктивного мышления. При использовании этого метода обучаемый получает информацию вербальным способом, причем эта информация сопровождается наглядным иллюстрированиями. Этот метод вбирает в себя в себя в качестве средств и форм проведения такие традиционные методы, как устное изложение, работу с книгой, лабораторную работу. Но при использовании всех этих разнообразных средств деятельность учащихся остается той же – восприятие, осмысление, запоминание.

Приемы объяснительно-иллюстративного метода обучения :

· интонационное выделение педагогом логически важных моментов изложения;

· повторное, более краткое предъявление готового знания;

· подробное резюмирование педагогом каждого отдельного законченного этапа изложения;

· сопровождение обобщенных выводов педагога приведением конкретных примеров;

· демонстрация наглядных пособий, таблиц, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;

· предъявление готового плана в ходе изложения;

· предъявление переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;

· намек-подсказка, содержащая готовую информацию.

Репродуктивный метод основан на применении изученного по образцу, правилу, алгоритму и т. п. Репродуктивный метод может приобретать разные формы и осуществляться разными средствами. Это упражнения над натуральными предметами, над материалом учебника и учебных пособий, умственные упражнения (сравнение, умозаключение, классификация и т. д.). Упражнения могут быть индуктивные и дедуктивные, под непосредственным руководством и контролем учителя и в виде самостоятельной работы.

Приемы репродуктивного метода обучения:

· задание на составление кратких пояснений в ходе решения задач;

· задание на воспроизведение наизусть (определения, правила, формулировки теоремы, доказательство и т.д.);

· задание на заполнение таблиц вслед за педагогом;

· организация усвоения стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;

· задание на приведение собственных приемов, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.;

· наводящие вопросы, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.

Суть метода проблемного изложения заключается в том, что учитель ставит пред учащимися проблему и сам показывает путь её решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образцы научного познания, научного решения проблем. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, получая эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий. И в рамках этого метода работают над непосредственным решением проблемы. Они становятся свидетелями научного поиска педагога.

Приемы метода проблемного изложения:

· контрдоводы педагога предлагаемому оппоненту в процессе изложения;

· предъявление преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализа педагогом полученных при этом результатов;

· раскрытие педагогом причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения задач;

· обсуждение педагогом возможного результата, сделанного из неверных предположений;

· фиксирование внимания на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;

· интригующее описание педагогом излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;

· направление педагогом ребят на мысленное решение логического задания, выдвинутого в ходе изложения;

· риторические вопросы педагога в ходе изложения;

· предъявление конфликтного приема.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Ориентировка в пространстве и времени
К моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости. Вся работа должна строиться на основе выделения парных прот ...

Особенности воображения детей с нарушениями слуха
У детей с нарушениями слуха специфические особенности воображения обусловлены замедленным формированием их речи, в частности своеобразным развитием значений слов, отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. Как показали исследования Г.Л.Выгодской, глухие дошкольники долго не переходят о ...

Педагогические основы нравственного воспитания
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», — считает И.Ф. Харламов . Термин «нравствен ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru