Педагогика и воспитание » Использование ролевой игры при обучении диалогической речи учащихся » Упражнения для подготовки ролевой игры

Упражнения для подготовки ролевой игры

Страница 2

На начальном этапе обучения возможен простой вариант этой игры – нужно найти спрятанную вещь. Каждый ученик получает карточку с указанием места, где этой вещи нет. Собрав всю информацию, школьники делают вывод о том, где спрятана вещь.

Поиск пары. В основе этого приема лежит условие, что в группе каждый ученик имеет свою пару, о которой не догадывается и которую должен найти, задавая другим ученикам вопросы. Речевой материал при этом может сильно варьироваться по трудности и соответствовать познавательным возможностям учащихся.

Поиск «союзника в споре». Каждый ученик получает карточку, на которой изложено то или иное мнение по обсуждаемой проблеме. Задача школьника – с помощью вопросов найти одноклассника, который «думает так же, как и он сам». Например, при обсуждении проблемы «Компьютер – помощник или помеха?» ученики получают следующие карточки:

1. Я очень люблю играть на компьютере. Мои любимые игры интеллектуальные. Это помогает мне логически думать и лучше запоминать.

2. Компьютер помогает мне лучше учиться. Я всегда знаю о том, что происходит у нас в стране и за рубежом, благодаря Интернету.

В качестве примера приведены две карточки с совпадающими мнениями. В процессе игры, прежде чем ученики обнаружат это, т.е. найдут свою пару, они расспрашивают одноклассников об их интересах, вкусах, привычках, связанных с телевидением, сами отвечают на подобные вопросы. При этом каждый участник общения отвечает на вопросы в соответствии с тем, что написано на принадлежащей ему карточке. Заметим, что в основе поиска «союзников в споре» могут лежать суждения о спорте, о профессиях, об увлечениях, об искусстве и т.п.

Поиск пары может проходить как поиск «адресата». Эта игра организуется следующим образом. Каждый ученик становится членом какой-либо семьи, сведения о которой имеются на вручаемой ему карточке, и ждет «поздравительную открытку» от своих «родственников». Однако он получает «чужую» открытку и ищет ее адресата. Ему известно, кто послал данную открытку, из какого города; известны также некоторые подробности о членах семьи того, кто послал открытку; не ясно написана только фамилия адресата.

„Он здесь, но кто он?“ Его можно найти при помощи вопросов школьникам о «членах их семьи», о «городах, в которых они живут», о других подробностях.

Поиск пары может проходить также как поиск «подарков ко дню рождения». Каждый ученик получает две карточки. На одной из них указываются приписываемые ему интересы, увлечения и привычки, на другой – подарок, который он хочет вручить кому-либо из одноклассников. Чтобы подарок ему и его подарок доставили радость, нужно подробнее узнать об интересах, увлечениях и привычках друг друга. Это можно сделать с помощью вопросов и ответов в ходе группового общения.

Можно давать ученикам карточки с планами рабочего или выходного дня, летнего отдыха и тому подобное. Каждый школьник получает, например, план на лето. Его задача – с помощью вопросов узнать о том, что собираются делать летом его одноклассники, найти свою пару и договориться с ней о совместном отдыхе. Приведем пример совпадающих планов:

1. Ты до сих пор не умеешь плавать и должен научиться этому в июле. В августе хорошо бы отправиться на лодке по реке. А что делать в июне?

2. В июне тебе нужно поехать в деревню и помочь бабушке работать на огороде. Бабушка будет рада, если ты приедешь со своим одноклассником. В июле можно ходить на речку купаться. А что делать в августе?

Перечисленные и некоторые другие задания формируют у обучаемых необходимые социальные умения общения.

Дальнейшее самоопределение содержательного и языкового оформления можно представить с помощью сведущего коммуникативного плана:

Begrüßung;

Vorstellung der eigenen Person;

Austausch von Informationen über den (die) Gesprächspartner/die Gesprächspartnerin(nen);

Austausch von Informationen über die Heimatstadt;

Austausch von Informationen zu Freizeitinteressen;

Vereinbarung eines Treffens;

Verabschiedung.

Так уже приветствие ситуативно реализуется, если оно знакомо собеседникам, независимо идет ли речь о сверстниках, или о людях разных возрастов, социального положения и профессии. В первом случае будет звучать «Hallo!» без рукопожатия, и наоборот «Guten Morgen! Guten Tag! Guten Abend!» с рукопожатием или без него. Но эти факторы зависят также от того, кто из собеседников возьмет инициативу в свои руки во время разговора. Конечно, необходимо, чтобы учащиеся были детально оснащены в подаче ситуации, в основе которой лежат личные характеристики собеседника. Для примера рассмотрим следующую ситуацию:

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Нормативная база правового образования в средней школе
В основу правового образования положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач на современном этапе развития Российской Федерации. Оно сочетает формирование навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Именно в этом контексте возможно разв ...

Сущность понятия самообразование
Самообразование – это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы. Основным средством самообразования является самостоятельное изучение научной, научно-популярной, учебной, политической, художественной и другой литературы. Источниками служат также газеты, радио, т ...

Подвижные игры с мячом как средство развития детей старшего дошкольного возраста
Особое место среди подвижных и спортивных игр занимают игры с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. В играх с мячом развиваются быстрота, прыгучесть, сила, так как ребенку часто приходится в игровой ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru