В этом параграфе мы рассмотрели теоретические основы, классификацию приемов устного счета, а также приемы, которые предлагают нам такие педагоги, как С.А. Рачинский и Я. Трахтенберг.
Умение хорошо и правильно вычислять устно является одним из оснований умения прикидывать и оценивать результат вычислений, еще одного из компонентов вычислительной культуры школьников. Именно поэтому, рассмотрев приемы устного счета, переходим к приемам прикидки и оценки результатов вычислений, которые подробно описываются в четвертом параграфе.
Умение пользоваться микрокалькулятором стало неотъемлемой частью математической культуры современного человека. Поэтому надо определиться, какими характеристиками должны обладать вычислительные навыки.
Конкретные числа и действия машине задает человек. В некоторых ситуациях машина может дать «сбой», либо задающий ей числа и операции допускает ошибку. Школьник, используя МК, естественно, не сомневается в истинности результата, который выдает машина. Поэтому школьников надо учить давать предварительную оценку результата, т.е. выполнять «прикидку». Таким образом одной из характеристик вычислительных навыков выступает умение прогнозировать результат и оценивать его истинность, которое необходимо в дальнейшем обучении при изучении целого ряда предметов среднего и старшего звена общеобразовательной школы (алгебры, геометрии, физики, химии и др.).
В толковом психологическом словаре «прогноз – в общем смысле: предсказание хода и результата любого процесса…». У Я.И. Груденова «прогнозирование – это предвидение тех результатов, к которым может привести поиск…».
В современной психологии считают, что человек ищет и находит решение любой задачи на основе непрерывного прогнозирования искомого, т.е. некоторого предвидения получаемого результата в процессе анализа, синтеза, обобщения. Прогнозирование является одной из основных функций психики. «Формирование умения прогнозировать, предвидеть результаты,…, является важным компонентом развития мышления учащихся».
В качестве иллюстрации можно привести пример: хороший шахматист не просто делает один ход, а предвидит на несколько ходов вперед, к чему этот ход приведет, т.е. прогнозирует направление дальнейшего развития партии. По мнению Я.И. Груденова «прогнозирование – важный элемент поиска решений и мощное средство развития навыков логического мышления». Таким образом, данное умение важно не только как одно из качеств осознанного вычислительного навыка, но и необходимо при решении любой задачи и в дальнейшей трудовой деятельности.
Под прогнозированием
будем понимать предварительное оценивание результата арифметического(их) действия(ий) («прикидку» числа цифр результата, его последней цифры с помощью предварительного округления; на основании зависимости между результатами и компонентами арифметических действий; по алгоритму выполнения действий), позволяющее избежать очевидных ошибок в вычислениях.
Другое по теме:
Отношение к природе в дошкольном возрасте
Особенности субъективного отношения к природе у дошкольников в очень большой степени определяются особенностями мышления, свойственными данному возрасту. Еще в 20-х - 30-х годах ХХ века Ж.Пиаже установил, что основной чертой познавательной деятельности дошкольника является эгоцентризм, который прив ...
Программа «Пралеска» - первая национальная программа воспитания и обучения
в детском саду
Временным творческим коллективом под руководством профессора Е.А.Панько и доцента А.И. Васильевой создана первая национальная программа «Пралеска». Основными задачами программы являются: - охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни; - обеспечение полноценного св ...
Опыт работы Европа-школы
Нам удалось познакомиться с опытом одной из Европа-школ, где среди других языков изучается и русский. На каждой возрастной ступени работают 2 параллельных класса. В подготовительных классах учится по 16 детей. С 1 класса планируемая наполняемость составляет 24 ученика. Русско- и немецко- говорящие ...