Педагогика и воспитание » Использование ролевой игры при обучении диалогической речи учащихся » Теоретические основы обучения диалогической речи

Теоретические основы обучения диалогической речи

Страница 2

Диалогическая речь, как и всякая речь, имеет два плана: план содержания и план выражения. В родном языке эти два плана находятся в тесной связи друг с другом. В начале овладения иностранной диалогической речью эти два плана не совпадают: ученик желающий принять участие в диалоге, знает, что он хочет сказать или спросить (на родном языке), но не знает, как, в каких языковых средствах иностранного языка реализовать свой речевой замысел.

Диалогическая форма общения предполагает широкое использование экстралингвистических средств. В силу того факта, что обмен репликами протекает достаточно быстро, реакция собеседника должна соответствовать нормальному темпу речи, восполняемому жестами, мимикой, намеками, словами – заменителями и т.п.

В основе диалога лежит реплицирование, т.е. обмен репликами. В свою очередь реплика – это отдельное высказывание одного из собеседников, связанное с другими высказываниями в структуре диалога. [7,60] В ходе его происходит постоянное переключение со слушания на говорение, т.е. с восприятия, прогнозирования, понимания на планирование и порождение собственной речи. Поскольку каждый из собеседников может выступать в роле слушающего и говорящего, то диалогическая речь является рецептивно - продуктивным видом речевой деятельности

Как уже отмечалось, в основе диалога лежит реплика, она является элементарной структурной единицей диалогической речи. Но основной, исходной структурной единицей обучения принято считать диалогическое единство.

Диалогическое единство, по мнению И.Д. Шевцовой, это соединение реплик, принадлежащим разным собеседникам, характеризующихся структурной, интонационной и содержательной законченностью.

Обратимся к анализу лингвистических (формальных) средств диалогической речи. Покажем основные типы диалогических единств на отдельных примерах:

вопрос (запрос информации) – ответ (сообщение информации);

утверждение (сообщение информации) – подтверждение (согласие/ несогласие);

сомнение – подтверждение;

сообщение - ответное сообщение;

приглашение (просьба) – согласие (несогласие);

сообщение (приказ, просьба) – эмоциональная реакция;

просьба – сообщение;

сообщение – просьба.

Данные типы диалогических единств определяют типы диалогов, среди которых основными, включенными в Программу обучения в школе, являются:

диалог – односторонний расспрос (интервью);

диалог – двусторонний расспрос;

диалог – обмен мнениями;

диалог-волеизъявление.

Структурно данные типы являются более крупными единицами диалогической речи, но в их основе лежат однотипные диалогические единства, находящиеся в логика – смысловой зависимости. Такие диалоги принято называть микродиалогами.

Самая крупная структурная единица диалогической речи – тематический макродиалог, включающий в себя несколько микродиалогов, объединенных одной ситуацией общения.

Высший уровень владения диалогической речью предполагает ведение относительно непринужденной и разнообразной в структурном отношении беседы, парной или групповой.

Кроме того, в методике принято выделять свободные и стандартные диалоги. Последние обслуживают типовые ситуации с четко закрепленными ролями (покупатель – продавец, врач – больной и т.п.) и предполагают использование стереотипного языкового материала.

Изложенные выше психологические и лингвистические особенности диалогической речи позволяют сделать ряд методических выводов относительно исходных единиц обучения, этапов обучения диалогической речи и диалогических упражнений, формирующих у учащихся речевые диалогические умения.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Деятельность учащихся в процессе обучения
Учение как специфический вид деятельности имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования. Возможность ее осуществления обусловлена способностью человека регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об ...

Существующая система заданий для старшеклассников по темам « Формализация и моделирование» и « Microsoft Excel» курса информатики
В старшей школе ученикам необходимо выбрать будущую профессию. В сфере развивающихся технологий, любая профессия, выбранная старшеклассниками, будет связана с компьютером и умением работать на нем, применяем компьютера в данной области. Для того чтобы ученикам наглядно продемонстрировать всю необхо ...

Виды манипуляции
Существует множество классификаций видов манипуляции. В начале рассмотрим наиболее распространенную: вербальная и невербальная манипуляция. Такой способ разделения манипуляции можно увидеть практически у любого автора. В ча­стности, возьмем точку зрения из книги Леонтьева А. А. «Психология общения» ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru