Педагогика и воспитание » Особенности использования словесных методов на уроках чтения в специальной коррекционной школе VIII вида » Особенности навыков чтения у детей с нарушением интеллекта

Особенности навыков чтения у детей с нарушением интеллекта

Страница 1

Общеизвестно, что от уровня практического овладения словесной речью зависит приобретение различных знаний. Только речь, опирающаяся на достаточный словарный запас, может обеспечить полноценное общение с окружающими, стать основным средством познавательной деятельности, это осуществляется на уроках развития связной речи, уроках чтения и литературы.

Чтение как один из видов речевой деятельности – это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Так же чтение – это один из видов речевой деятельности, представляющей собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации. Психологи выделяют в становлении навыков чтения три этапа: аналитический, синтетический и автоматизированный. На первом этапе зрительно

воспринимаемой единицей является буква или слог. Поле зрения у ученика в этот период очень ограниченно. На данном этапе, освоив по слоговое чтение, ребёнок предпринимает попытки догадаться о слове в целом, основываясь на первом слоге, но смысловая догадка не работает на уровне слога и ребёнок ошибается.

На этапе синтетического чтения единицей становиться слово. Продолжает развиваться процесс прогнозирования. Основываясь на прочитанном слове, процесс становиться более успешным, хотя возможность ошибок не исключается. Использование смысловой догадки у умственно отсталых детей может превратиться в угадывание на данном этапе, но не следует резко одёргивать ученика, потому что сама тенденция очень позитивна. Она – залог развития навыка беглого чтения. Овладение словесной системой перестраивает все остальные психические процессы у ребенка, и слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и создающим новые формы внимания, памяти и воображения, мышления и действия.

Единица чтения автоматизированного этапа-синтагма или предложение. Понимание начинает опережать процесс произнесения читаемого, поскольку определённый отрезок текста зрительно схвачен и осмыслен быстрее, чем произнесён.

В обучении умственно отсталых детей все три этапа прослеживается хорошо, поскольку они растянуты во времени. Однако, как показывают исследования, не все умственно отсталые дети достигают автоматизма в чтении. Причиной является нарушение осознания читаемого, слабое развитие смысловой догадки.

Умственно отсталые учащиеся оказываются не в состоянии полностью овладеть умением опережающего осмысления ещё не до конца произнесённого текста, хотя беглость чтения, как техническая сторона этого процесса, у них может быть сформирована.

В исследовании В.Я.Василевской(1961)анализируются трудности которые испытывают умственно отсталые школьники при осмыслении текста. Дети с трудом устанавливают причинную зависимость явлений, их последовательность; оказываются не в состоянии без помощи взрослого понять мотивы поступков действующих лиц, основную мысль произведения. Даже имеющийся у детей опыт не всегда помогает правильному усвоению содержания произведения. В результате фрагмент текста перестаёт быть частью целого и становиться исходным пунктом для своих, лишь ситуационно близких ассоциаций, часто далеко уводящих от содержания текста.

Как показал анализ литературных источников, процесс овладения навыками чтения для ребёнка очень трудный. Умственно отсталый ребёнок проходит три этапа: аналитический, синтетический и автоматизированный. Ребёнок пользуется смысловой догадкой. Из-за особенностей психических процессов не все учащиеся достигают автоматизма в чтении. Неустойчивость внимания учащихся ведёт к тому, что дети, быстро утомляясь.

Эксперимент проводился в Красноярской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида №5. В 2006-2007 году школа работает в режиме шестидневной недели, в одну смену. Каждому учителю, работающему в школе предоставлено право на творческое самовыражение, выбор форм и методов обучения и воспитание детей.

Цель нашего исследования - экспериментально проверить эффективность применения словесных методов на уроках чтения и литературы, и выявить как данные методы будут влиять на развитие психических процессов и аналитико-синтетической деятельности ребёнка.

Перед нами стояла задача – выявить влияние словесных методов на развитие аналитико-синтетической деятельности и речи детей с проблемами в развитии.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Использование традиционных технических средств обучения информатике
ТСО, как вытекает из самого их названия, являются средствами обучения, т. е. носителями информации различного плана. Используются они в учебно-воспитательном процессе с помощью методов обучения. Из многих классификаций методов обучения возьмем классификацию, предложенную М. Н. Скаткиным , и рассмот ...

Гуашь
Гуашь (франц. gouache), краски, растертые на воде с клеем и примесью белил, а также живопись этими красками. Употребляется преимущественно для живописи по бумаге, шелку и др., дает непрозрачный слой. Ее преимущества: · легко отмывается и отстирывается; · быстро высыхает на любом материале; · поверх ...

Специальное образование в Германии и Франции до и после первой мировой войны
Оптимистическая вера в науку и прогресс человечества присутствовали и в идеях педагогов-дефектологов, психологов, педологов, многие из которых в начале XX века были увлечены лечением и обучением аномальных детей. Сформировались национальные системы специального образования. Обратимся к истории разв ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru