Педагогика и воспитание » Методика преподавания литературной сказки в средней школе » Методика преподавания

Методика преподавания

Страница 2

- Подготовка к восприятию сказки;

- чтение сказки;

- обмен мнением о прочитанном;

- чтение сказки по частям и их разбор;

- подготовка к рассказыванию;

- обобщающая беседа;

- подведение итогов;

- задание детям на дом.

Методика дает общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным внутрижанровым разновидностям, однако при этом не до конца учитывает качественную неоднородность сказочного жанра, не определяет оптимального объема умений, который нужно сформировать у младших школьников при чтении разных типов сказок. А ведь именно знания литературоведческих основ помогает учителю глубже осмыслить роль сказки, выбрать методы и приемы, соответствующие данному типу сказки и способствующий формированию необходимых умений при анализе сказок. Умения дают возможность стандартов в работе, разнообразить ее с целью создания у детей нужного эмоционального тона в восприятии, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказка интересна по-своему. В практике преподавания чтения сказок не редко проходят однопланово, без учета литературоведческой специфики этого жанра, в результате чего дети усваивают не глубину содержания "сказочного мира", не его метафоричность и не скрытый в ней нравственный и социальный смысл, а лишь фабулу которую они зачастую буквально соотносят с реальной действительностью. Главное в любой сказке может быть осмысленно младшими школьниками в том случае, если учитель при руководстве чтением сказок будет опираться на их литературоведческую специфику и последовательно формировать необходимое умение, важные в плане литературного развития учеников. Что же входит в понятие "литературоведческие основы" сказки? Сказка народная, литературная создает свой особый "сказочный мир". Он объемен, содержателен и специфически оформлен. В понятие "объем" включают количество знаков и частей, в понятие "форма" - осложненную и неосложненную, связанную и несвязанную с фольклорной традицией композицию, повествовательную, стихотворную, драматургическую. Понятие "содержание" включает в себя следующие признаки: специфика фантастики; характеристика персонажей; характеристика жизненного пространства и времени этого мира, предмет сюжета. Названные признаки важны не только с точки зрения художественных особенностей, но и в психолого-педогагическом плане. Они помогают глубже понять и описать "сказочный мир". "Чудесный мир" - это предметный, фактически не ограниченный, содержательный мир, создаваемый чудесным принципом организации материала.

При чтении сказки с "чудесным миром" можно организовать самостоятельный поиск учащихся, проводимый под руководством учителя. В процессе чтения - поиска учащиеся должны обобщить и углубить практические представления о сказке как жанре, о "чудесном мире" то есть у них необходимо заложить оптимальный объем умений, таких как:

1. Умение видеть специфическое начало сказки - зачин и благополучный конец для хороших героев;

2. Умение определить сказочное место и время действия;

3. Умение при работе с текстом находить переломный момент в развитии действия дающий возможность проследить изменения героев;

4. Умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей;

5. Умение находить и называть волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета функцию добра или зла по отношению к персонажам.

Для формирования данных умений чтение сказки с "чудесным миром" должно быть организованно так, чтобы дети от начала и до конца работы находились в состоянии поисковой ситуации, читали сказку по абзацам, осмысливали сказочное действие и поступки героев по "сюжетным вехам".

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Решение трудностей изучения раздела учащимися
При изучении данной темы можно столкнуться со следующими сложностями: · непонимание учащимися понятия «алгоритм»; · неправильное приведение примеров алгоритма (не выполняются все его свойства, команды не входят в систему команд исполнителя); · неправильное представление алгоритма в виде блок-схемы; ...

Структура профессиональной ориентации в России
Социальная структура современного российского общества является следствием болезненной экономической структурной перестройки, затяжного переходного периода. По характеру социальной структуры можно проследить такие показатели как: уровень и качество жизни, профессиональную ориентацию, экономические ...

Карандаш цветной
Цветные карандаши существуют почти так же давно, как и простые графитные. Карандаши цветные - идеальное средство для овладения секретами цвета. Ими пользовались великие колористы и знаменитые иллюстраторы. Они позволяют решать живописные задачи без лишних усилий. Цветными карандашами также можно до ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru