На формирующем этапе, исходя из результатов констатирующего эксперимента, мы наметили дальнейшую работу по развитию музыкального восприятия.
Учитывая, что восприятие музыки идет через эмоции и внеэмоциональным путем нельзя постичь содержание музыкального произведения, была организована музыкальная деятельность так, чтобы она вызывала у детей положительное эмоциональное отношение.
Восприятие музыки должно вызывать у детей сопереживание, сочувствие тому, что в ней выражено, рождать ассоциации.
Процесс восприятия музыки позволяет ребенку «проживать» собственные эмоциональные переживания.
Нами был разработан комплекс из нескольких занятий.
В ходе их проведения дети переживали эмоциональные состояния, вербализовали собственные переживания, знакомились со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивалась способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.
В ходе занятий детям предлагалось прослушать «интересные истории, которые расскажет музыка». Внимание детей акцентировалось на том, что музыка «рассказывает» свои истории всем детям, но никому не рассказывает одинаково.
Для проявления эмоционального отклика, переживаний у детей я использовали произведения из «Детского альбома» П.И. Чайковского, А. Вивальди «Времена года», Л.В. Бетховена, Р. Шумана, В. Шаинского и др. Произведения этих композиторов доступны и близки детям по тематике, музыкально-образному строю.
После внимательного слушания детьми классической музыки А. Вивальди «Весна» (1ч.) из цикла «Времена года», дети учились передавать характер музыки с помощью кистей рук (пластические импровизации). Такой способ передачи музыки очень понравился детям. Каждый ребёнок старался сымпровизировать что-то своё.
Музыкальные произведения сопровождали ребенка в течение всего времени пребывания в детском саду.
Используя музыку на занятиях в детском саду, мы стремились сделать процесс общения детей с музыкой радостным и увлекательным. Музыка должна быть привлекательной для детей и вызывать у них эмоциональный отклик.
Мы знакомили детей с музыкальными произведениями разных эпох, доступные дошкольникам по эмоциональному содержанию и продолжительности звучания, которые сгруппировала по следующим темам: «Музыка выражает чувства, настроения, характер людей», «Музыка рассказывает о птицах и животных», « Музыка и природа», – раскрывающие содержание музыки, ее связь с жизнью.
Для эффективного развития у детей музыкального восприятия побуждали детей к творчеству и активной деятельности. В этой связи добивались того, чтобы действия детей соответствовали звучащей музыке, уподоблялись меняющемуся характеру произведения через движения, слово, выбор тембра инструмента и т.д. Метод этот – уподобление характеру музыки – способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, побуждает к осмыслению ее выразительных средств в активной творческой деятельности.
В ходе работы нами сочетались разные виды уподоблений – словесное, мимическое, интонационное, вокальное, тактильное и пр. Тем самым мы учили детей высказываться о характере музыки, согласовывать действия соответственно смене частей музыкального произведения. Иными словами, развивать эмоциональную отзывчивость, осознанное восприятие музыки.
Также, после прослушивания классической музыки я просила детей передать все свои впечатления о неё, её характер на листе бумаги.
Например, после прослушивания с детьми произведения Петра Ильича Чайковского «Подснежник», дети с большим удовольствием передавали музыку на бумаге. В это же время обсуждала с детьми природу, я напоминала о потребности в бережном отношении к окружающей природе.
В своей работе по развитию у детей музыкального восприятия я использовала художественное слово, иллюстрации к музыкальным произведениям, которые помогали ребенку наглядно понять и представить эмоциональный образ музыкального произведения.
Вместе с воспитателями группы была создана музыкальная зона для слушания музыки, которая содержала музыкальный центр, кассеты и диски с записью музыкальных произведений, портреты известных композиторов, хорошо иллюстрированные детские книги, иллюстрации к музыкальным произведениям, репродукции картин.
После организации музыкальной зоны я с детьми провела беседу на тему «Что нового появилось у нас в группе?», настраивая их тем самым на конкретный вид музыкальной деятельности.
Другое по теме:
Развитие способностей у человека
Задатки - это некоторые генетически определенные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу формирования и развития способностей. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Способности ...
Виды лепки, используемые в специальной коррекционной школе
Взаимосвязь занятий лепкой с предметами общеобразовательного цикла осуществляется достаточно отчётливо на каждом уроке. Особенно заметна связь занятий по лепке с уроками рисования. Это во многом определяет структуру занятий. Так же примерно, как и на уроках рисования, здесь можно выделить следующие ...
Значение хорового пения
Среди разнообразных видов детского художественного творчества трудно переоценить привлекательность и эффективность хорового пения, эстетическая природа которого создает благоприятные предпосылки для комплексного воспитания подрастающей личности. Пение обладает большой оздоровительной силой. Известн ...