Помимо письменной речи, исследовано развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза слов, активного словарного запаса, грамматической стороны речи и связной речи.
Исследование фонематического слуха.
При обследовании развития фонематического слуха выявлена способность детей, выделять звук из ряда других звуков, из слоговых рядов, в словах и различать сходные звуки с помощью следующих заданий:
1. Повторение за логопедом серий слогов.
2. Выделение звука в слове.
3. Определение количества слогов в слове, произнесённом логопедом.
4. Называние картинки, скажи, чем отличаются. Максимальное число баллов за серию - 30.
В результате исследования фонематического слуха у детей младшего школьного возраста были выявлены затруднения в анализе услышанного и его воспроизведении, это говорит о том, что у детей наблюдается поверхностное речевое внимание.
Исследование состояния звукового анализа и синтеза слов.
При обследовании состояния звукового анализа и синтеза слов использовались следующие задания:
1. Определение количества звуков в словах (количественный анализ).
2. Выделение первого, последнего гласного (согласного) звука в слове.
3. Последовательное выделение каждого звука в слове.
4. Называние слов, в которых 3,4, 5 звуков. (5 слов).
Максимальное число баллов за серию — 30.
Анализ результатов данных заданий показал, что:
1) Трудности в выделении последовательно каждого звука в слове;
2) Затруднения в нахождении места звука в слове;
3) Преуменьшение количества звуков в слове при подсчёте.
Исследование грамматического строя речи.
При исследовании грамматического строя речи использовались следующие задания:
1. Составление предложений из слов.
2. Образование уменьшительной формы существительного.
3. Добавление предлогов в предложение.
4. Образование прилагательных от существительных.
Максимальное число баллов за серию - 30.
В результате исследования грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста были выявлены затруднения в образовании имён прилагательных от существительных, в образовании уменьшительной формы существительных, добавление предлогов в предложение. Также были затруднения в конструировании предложений.
Исследование активного словарного запаса.
При исследовании активного словарного запаса использовались следующие задания:
1. Подбор синонимов.
2. Подбор антонимов.
3. Умение объяснять переносное значение слов в словосочетаниях и предложениях.
4. Классификация понятий (предметные картинки).
Максимальное число баллов за серию - 30.
В результате исследования активного словарного запаса у детей младшего школьного возраста были выявлены затруднение в подборе определений, синонимов и антонимов. Это свидетельствует о бедном словарном запасе. В речи детей отсутствуют деепричастия и причастия, многие наречия и предлоги. Дети затрудняются в использовании прилагательных "широкий - узкий", "тонкий - толстый", "длинный - короткий". Они заменяют их обозначениями "большой" или "маленький". Затрудняются в объяснение переносного значения слов в словосочетаниях и предложениях.
Исследование связной речи.
При исследовании связной речи использовались следующие задания:
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок из 4 - 5 картинок.
2. Пересказ прослушанного текста.
Максимальное число баллов за серию - 30.
В результате исследования связной речи у детей младшего школьного возраста были выявлены затруднения в составлении рассказа по серии сюжетных картинок из 4-5 картинок и при пересказе прослушанного текста.
Рассказы детей отличались небольшим объемом, нарушением связности высказываний, многочисленными повторами. Наиболее часто дети пользуются простым двусоставным нераспространенным предложением
Таким образом, все задания методики объединены в шесть серий с одинаковыми максимальными оценками в 30 баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику составляет 180. Приняв эту цифру за 100%, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения речевых проб, используя процедуру, описанную выше.
В таблице 2 представлены результаты диагностики учащихся младших классов школы-интерната №22 V вида перед проведением коррекционно-развивающей работы.
Другое по теме:
Критика реализации аксиоматического подхода у А.В. Погорелова
Одно из направлений анализа задается вопросом: « На сколько точно и полно реализован аксиоматический подход. Основанием для анализа здесь является сравнение логики построения учебного текста с идеальной моделью. Идеальная модель описана в параграфе 1.3. Рассмотрим логику построения учебного курса. ...
Понятие и сущность нравственного развития и воспитания
Стремительное развитие техники, убыстрение темпов жизни, социальные преобразования во всем мире, увеличения числа и разнообразия контактов между людьми - все это предъявляет повышенные требования и к моральной зрелости, и к самостоятельности человека. Моральное становление человека представляет соб ...
Проведение интервью участников медиа-проектов
Анализируемые проекты реализовывались школьниками на Летней Школе Общественных Инициатив, которая проходила летом 2004 года. В процессе проведения интервью с участниками данных проектов была проведена оценка значимости данных проектов с точки зрения их о образовательной и социальной значимости. Исс ...