Педагогика и воспитание » Социально-педагогическая деятельность по адаптации детей в условиях приюта » Понятие «адаптация», ее сущность, основные стадии и факторы

Понятие «адаптация», ее сущность, основные стадии и факторы

Страница 4

Возможности (пределы) адаптации конкретного человека обусловлены его наследственностью, возрастом, состоянием здоровья и степенью тренированности, которая приобретает особо важное значение.

Адаптацию рассматривают как процесс, проявление и результат.

Адаптация как процесс представляет естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр.). Она позволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию, социализацию.

Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления (комфортного самочувствия) к (в) ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адекватности к определенным условиям среды в данный период времени.

Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношение и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она – показатель его социального развития и воспитания, степени его соответствия или несоответствия основной массе сверстников. Другими словами – это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту.

Исследования и практика показывают, что предрасположенность человека к адаптации в той или иной ситуации во многом зависят от его индивидуального своеобразия, опыта приспособления к той или иной обстановке, временного перерыва в проявлении опыта, настроя (желания и устремленности), состояния и самоактивности. Опыт адаптации способствует формированию качеств личности, которые помогают быстро вживаться в новые условия, приспосабливаться к ним. Проявляя себя в той или иной ситуации, человек усваивает опыт адаптации в ней и подобно ей (типичной) ситуации.

Функция адаптации состоит из следующих аспектов:

Первый – достижение успеха и удовлетворение потребностей, противодействуя факторам среды, ограничивающим самоорганизацию личности.

Второй – отказ от сиюминутных потребностей ради сохранения благоприятных отношений с окружением. При наличии внутреннего конфликта, под влиянием минимальных средовых воздействий, нарушается баланс между эгоцентрическими потребностями человека и умением уступать требованиям социальной среды, наступает дезадаптация. Среди причин дезадаптации можно выделить проблемы социального, медицинского, психологического характера.

Проблемы медицинского характера - обусловлены патологическими отклонениями в состоянии здоровья детей- сирот. Среди детей-сирот наиболее частой причиной патологии является поражение головного мозга, вследствие внутриутробной интоксикации, перенесенных родовых травм, нейроинфекций раннего детского возраста и других факторов. Почти у всех детей отмечаются признаки невротизации, а у части - выраженный невроз, обусловленный психическими травмами, связанными с неблагополучием в бывшей семье и потеря родителей.

Проблемы психологического характера чаще определяются недостатками родительской любви и ласки, ранней депривацией неформального общения с взрослыми, дети после эмоционального семейного детства оказываются без попечения родителей в государственном учреждении. Такие дети постоянно испытывают состояние фрустрации и предрасположены к невротическим срывам.

Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Недоразвитие, вследствие такой депривации механизмов идентификации, становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и, в то же время, - повышенной уязвимости воспитанника школы-интерната.

Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально- педагогической запущенностью детей, поступающих в приют. Ряд авторов, рассматривающих проблемы адаптации и дезадаптации в своих статьях описывают некоторые факторы, которые могут стать причиной дезадаптации любого ребенка, независимо от его статуса.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Методика преподавания
Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу начальной школы включены различные сказки. Так в первом классе учащиеся знакомятся со сказками о животных, читают бытовые и волшебные сказки ("Лиса и тетерев" ...

Общая характеристика интеллектуального развития в подростковом возрасте
В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы подростка приобретают такие качества, которые делают их сове ...

Наименьшее и наибольше значение квадратного трехчлена
Теоретические факты: Теорема. Квадратный трехчлену=ах2+ bх + с имеет экстремальное значение, принимаемое им при Это значение оказывается наименьшим, если а > 0, и наибольшим, если а < 0. Если существует y(макс), то y(мин) не существует, и наоборот. Задачи: №1. Разложить данное положительное ч ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru