Педагогика и воспитание » Речевая готовность детей к школе на занятиях по обучению грамоте » Практическое изучение речевой готовности дошкольников к школе

Практическое изучение речевой готовности дошкольников к школе

Страница 10

Оптимальный уровень сформированности коммуникативно-речевых умений выявлен у 30% детей экспериментальной группы, в контрольной группе – 0%;

Высокий уровень показали – 40% детей экспериментальной группы и 20% детей контрольной группы.

Средний уровень сформированности коммуникативно-речевых умений показали 30% экспериментальной и 60% детей контрольной групп.

Низкий уровень в экспериментальной группе не обнаружен, в контрольной группе данный процент составил – 20%.

Система дошкольного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Образовательная работа с детьми направлена на обеспечение условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, что доказывает актуальность исследуемой нами темы.

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве по двум взаимосвязанным направлениям.

Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления. Ребенок научается правильному произношению и правильному пониманию обращенной к нему речи, значительно увеличивается его словарный запас, он овладевает верным употреблением грамматических конструкций родного языка.

Дошкольник начинает выполнять все более сложные действия по просьбе взрослого, понимать и пересказывать все более сложные сказки и рассказы. Из ситуативной речь перерастает в контекстную, связную, а затем в объяснительную.

Ребенок овладевает речью практически, не осознавая ни закономерностей, которым она подчиняется, ни своих действий с ней. И только к концу дошкольного возраста он начинает осознавать, что речь состоит из отдельных предложений и слов, а слово состоит из отдельных звуков, приходит к «открытию», что слово и обозначенный им предмет – не одно и то же, т.е. со словом можно действовать как с заместителем предмета даже в его отсутствие, использовать как знак предмета.

При этом ребенок овладевает обобщениями различного уровня, содержащимися в слове, научается понимать причинно-следственные связи, содержащиеся как в предложении, так и в тексте. Например, он может закончить предложение, придумать конец рассказа или сказку по предложенной теме.

Согласно концепции М.И. Лисиной, на протяжении дошкольного возраста общение и взаимодействие детей со сверстниками проходят ряд последовательно усложняющихся стадий. На каждом этапе происходит качественное преобразование структуры коммуникативной деятельности. Одними из важных приобретений дошкольного возраста, возникающих в процессе контактов детей между собой, являются образы себя и другого человека.

Итак, цель курсовой работы выполнена, гипотеза нашла подтверждение, нами решены следующие задачи:

- Изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме коммуникативно-речевой готовности детей к школе;

- Изучили психолого-педагогические основы коммуникативно-речевой готовности детей к школе;

- Изучили основы обучения детей грамоте;

- Провели практическую работу по изучению проблемы коммуникативно-речевой готовности детей к школе как основе дифференцированного подхода при обучении грамоте;

- Определили выводы и по проблеме исследования.

Курсовая работа имеет теоретическую и практическую значимость для педагогов ДОУ.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 


Другое по теме:

Организация домашней учебной работы
Один из видов самостоятельной работы – домашняя работа. Ее главная цель – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальную склонность, дарования и способности учащихся. Видами самостоятельной работы учащихся являются задания на каникулы, ...

Предмет и задачи сурдопедагогики
Сурдопедагогика (от лат. surdus — глухой) — составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха. Нормальная функция слухового анализатора имеет особую значимость для общего развития ребенка. Состояние слуха оказывает решающее вл ...

Педагогический процесс как основное понятие педагогики и его связь с педагогической системой
Становление любой области научного знания связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс сущностно единых явлений, а с другой – конструируют предмет науки. Для педагогики роль стержневого понятия выполняет "педагогический процесс" - это движение от ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru