Педагогика и воспитание » Методика преподавания литературной сказки в средней школе » Влияние традиции гофмановской фантастики на творчество Антония Погорельского, на примере произведения "Лафертовская маковница"

Влияние традиции гофмановской фантастики на творчество Антония Погорельского, на примере произведения "Лафертовская маковница"

Страница 1

Данная повесть иногда предлагается для внеклассного чтения, чтобы дать школьникам возможность более подробно ознакомиться с творчеством Антония Погорельского, в связи с чем, нужно упомянуть об истории создания произведения, и его основе.

Повесть, написанная в 1825 году и вошедшая в сборник "Двойник, или Мои вечера в Малороссии", стала первым русской литературе XIX века фантастическим произведением.

"Природа фантастики в повести представляет собой слияние двух традиций: народной сказки и гофмановских мотивов. О последних следует сказать отдельно". (Е. Пилюгина). О Гофмане в повести напоминает многое. Например, старуха колдунья, которая совмещает своё мистическое ремесло с торговлей медовыми маковниками и платным гаданием, причём "из красноречивых уст её изливались рекою пророчества о будущих благах, - и упоённые сладкой надеждой посетители при выходе из дома нередко награждали её вдвое более, нежели при входе". Читатель тех лет не мог не вспомнить при этом "Золотой горшок" и Луизу Рауерин, совмещавшую колдовство с продажей яблок, и её чёрного кота, способного, как и кот старухи из "Лафертовской маковницы", к перевоплощениям.

Внешний вид героини Погорельского, как и героини Гофмана, двойственен. Облик, в котором она предстаёт перед людьми, всего лишь личина, скрывающая её истинную сущность. Во время посещения Онуфрича старая тётка сбрасывает личину, и тут впервые в повествовании предстаёт её подлинный облик: "Губы её посинели, глаза налились кровью, нос начал громко стукаться о бороду". (Сравните с преображением торговки яблоками у Гофмана: "… как вдруг бронзовое лицо искривилось и осклабилось в отвратительную улыбку и страшно засверкало лучами от металлических глаз".)

Явно перекликаются сцены кодовства в "Лафертовой маковнице" и в "Золотом горшке": в обоих произведениях обряды происходят ночью, в обоих случаях в обряде участвуют колдунья и юная девушка, одинакова и реакция Марьи и Вероники на колдовство - обе девушки, видя происходящее, падают в обморок, также схожи образы колдуний.

Ещё важнее сходство основных структурных принципов: у Погорельского, как и у Гофмана, повествование строится на постоянном переплетении сверхъестественного и реального. Это связано с общеромантической традицией. Двуплановость произведений писателей - романтиков порождена идеей двоемирия, лежащей в основе романтического мировоззрения. Но двоемирие двоемирию рознь.

Двоемирие в произведениях Гофмана - это столкновение возвышенного мира поэзии и пошлого мира житейской прозы, столкновение гения и обывателя. И если гении страдают, то во всем виноваты обыватели, чуждые возвышенному миру гения. Погорельский же в своих сочинениях пошел несколько иным путем, построив двоемирие в своей повести на столкновении рационального и иррационального начал (Онуфрич и его тетка-колдунья).

У Гофмана иррациональное неотделимо от реальности, оно является тайной стороной жизни. В то время как у Антония Погорельского "ирреальные силы вторгаются в житейскую повседневность откуда-то извне, как нечто ей постороннее и в общем даже чуждое; дело лишь в том, что бытовой мир способен временно подчиниться чуждой власти потустороннего начала".

Иррациональное в повести представляют колдунья, старуха, связавшаяся с темными силами, и её кот. Но одновременно старуха-колдунья является и олицетворением богатства, жизненного успеха, она должна обеспечить приданое Марьи. Рациональное же начало в произведениипредставляет Онуфрич, который в отличие от гофмановских реальных героев воплощает в себе не бытовую пошлость и приземленность, а некую житейскую правду, здравый смысл. Автор иронизирует над Онуфричем, видя его ограниченность, однако признает его житейскую трезвость и гуманное народное начало, благодаря которому и будут побеждены суеверия и предрассудки.

Художественное своеобразие повести заключается в использовании автором так называемой народной фантастики. Речь идёт о народных суевериях, предрассудках, чертах народной сказки и представлениях простого человека о добре и зле, которые и создают необыкновенный колорит повести.

Например, в повести несколько раз упоминается число "три" в связи с колдовством старухи. Первый раз - в рассказе о мести колдуньи полицейскому, написавшему на неё донос, - говорится, что она отомстила ему трижды:". скоро после того сын доносчика, резвый мальчик, бегая по двору, упал на гвоздь и выколол себе глаз; потом жена его нечаянно поскользнулась и вывихнула ногу; наконец, в довершение всех несчастий, лучшая корова их, не будучи прежде ничем больна, вдруг пала". Следует обратить внимание на последний способ мести: по народным поверьям, если начали без видимой причины гибнуть домашние животные, особенно коровы, значит, чем-то обидели, разозлили колдуна. Ведь корова в то время - кормилица, без которой большой семье не выжить.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Педагогическая культура родителей как объект научного исследования
Человечество давно пришло к пониманию необходимости специальной подготовки родителей к воспитанию детей. Развернутое научное и практическое обоснование подобные мысли получили в трудах великих педагогов и мыслителей. Первую программу подготовки матерей к воспитанию и обучению маленьких детей дал Я. ...

Организация теоретического обучения образовательного учреждения
В ГБОУСПО СО ППК для проведения профессиональной подготовки имеется необходимая техника и оборудование. Оборудование и оснащение учебных помещений, комплексное обеспечение учебными, методическими пособиями, наличие технических средств обучения, дидактическое оснащение учебного процесса полностью об ...

Дидактические основы активизации познавательной деятельности
Как уже говорилось выше, ведущим видом деятельности для младших школьников является учение, поэтому следует искать возможности повышения их активности в этом процессе, что будет способствовать не только улучшению качества общеобразовательной подготовки учащихся, но и формированию активной личности ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru