Новая педагогика » Нравственное развитие школьников как педагогическая проблема » Нравственное развитие детей в отечественной и зарубежной психологии

Нравственное развитие детей в отечественной и зарубежной психологии

Страница 5

Применительно к начальной школе должен быть достигнут уровень, когда ребенок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой. Очень важно учить детей радоваться радостью других, учить их сопереживать.

В этом возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя — постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков.

Все дошкольники и большинство семилетних детей (около 70%) находятся на доморальном уровне развития. Этот низший уровень морального сознания сохраняется и позже (в 10 лет у 30%): в 13-16 лет— 10%.

2. Конвенциональный уровень (с 7 до 13 лет) — ориентация на принципы других людей и на законы.

Многие дети к 13 годам находятся на уровне групповой идентичности, когда реальность поступка оценивается в зависимости отточки зрения референтной группы ребенка. Они решают моральные проблемы на 2 уровне (конвенциональном). Этот уровень недостижим для тех детей, у которых еще не стала складываться способность к гипотетико-дедуктивному мышлению, являющимся, согласно Ж. Пиаже, высшей стадией развития интеллекта.

На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет.

На четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком и официальными законами общества.

3. Постконвенциональный уровень (с 13 лет) — человек судит о поведении, исходя из собственных критериев.

На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении прав человека или признании демократического принятого решения.

На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью — независимо от его законности или мнения других людей.

Колберг отмечает, что многие люди так никогда и не переходят четвертую стадию, а шестой стадии достигает меньше 10% людей в возрасте 16 лет и старше. Этот уровень соответствует одновременной выраженности индивидуально-личностных и общечеловеческого уровня идентичности. Даже у взрослых может не быть автономной морали.

Истоками развития личности ребенка являются согласно Колбергу унаследованные им формы социальной активности, проявляющиеся во взаимодействии людей.

Стадии развития морального суждения по Л. Колбергу

Уровень

стадия

Возраст (в годах)

Основание морального выбора

Отношение к идее самоценности человеческого существования

Преконвенциональный

0

0-2

Делаю то, что мне приятно

-

1

2-3

Подчиняюсь правилам, чтобы избежать наказания

Ценность человеческой жизни смешивается с ценностью предметов, которыми этот человек владеет

2

4-7

Делаю то, за что меня хвалят; совершаю добрые поступки по принципу: «ты – мне, я – тебе»

Ценность человеческой жизни измеряется удовольствием, которое ребёнку доставляет этот человек

Конвенциональный

3

7-10

Поступаю так, чтобы избежать неодобрения, неприязни ближних, стремлюсь быть «хорошим мальчиком», «хорошей девочкой».

Ценность человеческой жизни измеряется тем, насколько этот человек симпатизирует ребёнку

4

10-12

Поступаю так, чтобы избежать неодобрения авторитетов и чувства вины; выполняю свой долг, подчиняюсь правилам

Жизнь оценивается как сакральная, неприкосновенная в категориях моральных (правовых) или религиозных норм и обязанностей

Постконвенциональный

5

После 13

Поступаю согласно собственным принципам, уважаю принципы других людей, стараюсь избежать самоосуждения

Жизнь ценится и с точки зрения её пользы для человечества, и с точки зрения права каждого человека на жизнь

6

После 18

Поступаю согласно общечеловеческим, универсальным принципам нравственности

Жизнь рассматривается как священная с позиции уважения к уникальным возможностям каждого человека

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Методические рекомендации по обучению прикидке и оценке результатов вычислений в 5–6 классах
Очевидно, что вычислительная культура является необходимым элементом общеобразовательной подготовки учащихся прежде всего силу своей практической значимости. Умение предвидеть результат, осуществить его проверку входит в учебно-интеллектуальную группу общеучебных умений, которые создают необходимую ...

Использование наглядности на уроках как способ организации внимания
Центральный компонент любого урока - организация познавательной деятельности учащихся. Ведущими познавательными процессами являются мышление и воображение. На основе аналитико-синтетической деятельности, посредством этих двух процессов происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, иссле ...

Технологии развития креативности педагога
Сущность педагогического творчества часто трактуют как про­цесс решения бесчисленного множества задач в постоянно меня­ющихся обстоятельствах, а это значит, что педагогическая дея­тельность является творческой по своей сути. Любая творческая деятельность, в конечном счете, всегда замы­кается на лич ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru