Новая педагогика » Дидактическая игра как средство воспитания любви к природе родного края » Дидактическая игра в педагогическом процессе

Дидактическая игра в педагогическом процессе

Страница 5

В экологическом образовании дошкольника есть важный момент – проведение диагностики экологической воспитанности ребенка, которую считаю важной составляющей в системе общего мониторинга образования ребенка, т.к. именно мониторинг позволяет оценить не только успехи детей (необходимо знать его Зону актуального развития (т.е. то, что ребенок может сделать сейчас и сам без помощи взрослого) и Зону ближайшего развития (то, что он пока сам сделать не может, но стремиться и со временем научиться это делать самостоятельно) для более эффективной и направленной работы), но и проанализировать степень эффективности работы самого педагога, а педагог, исходя из полученных результатов, делает вывод о правильности выбранных технологий и методов работы как с группой детей в целом, так и с конкретным ребенком и при необходимости внести коррективы в план своей работы.

В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста:

q 2004-05 учебный год – 2 младшая группа – 20 человек

q 2005-06 учебный год - средняя группа – те же 20 человек

Для исследования общего уровня экологической воспитанности детей использовалась диагностика, предложенная Гончаровой Е.В. и Моисеевой Л.В.

Исследование предполагало:

q Выявление представлений детей о животных

q Выявление представлений детей о жизни растений

q Выявление представлений детей об объектах и явлениях неживой природы

q Выявление отношений детей к объектам природы

На основе исследований Л.В.Моисеевой, П.Г.Саморуковой, Н.Н.Кондратьевой были определены критерии:

q оценки экологических представлений:

1.Полнота - ребенок называет многообразные живые объекты и предметы неживой природы.

2.Существенность - ребенок знает отличительные признаки растений и животных, особенности их образа жизни и произрастании, а также свойства предметов неживой природы.

3.Обобщенность - ребенок знает названия растительных групп, а так же определяет экологические группы животных

q сформированности бережного отношения к объектам природы.

1.Эмоциональные реакции в общении с природой.

2.Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к животным и растениям.

3.Проявление активной заботы об объектах природы.

При оценке сформированности выше обозначенных критериев использовалась уровневая дифференциация: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.

Итак, результаты диагностики следующие:

Диаграмма 1.

Анализ полученных результатов (Диаграмма 1) позволяет отметить положительную динамику в плане формирования экологических представлений у детей 2 младшей группы за период обучения с сентября по май 2004-05 учебного года. Так, например, произошли существенные изменения в:

q Сформированности представлений детей о жизни животных:

ü подавляющее большинство детей группы - 90% (18 человек) на момент сентября 2004-05 уч.года имели низкий уровень сформированности этого критерия экологической воспитанности детей, в январе показатель вырос до 65% (13 человек),а в мае стал - 25% (5 человек).

ü Показатели среднего уровня претерпели также значительные качественные изменения сентябрь –10% (2 человека) – январь – 35% (7 человек) – май – 60% (12 человек);

ü Что касается высокого уровня сформированности представлений о мире животных, то на начало учебного года данный уровневый показатель отсутствовал, ровно, как и в середине этого учебного года, но стоит отметить, что в маю данный показатель появился у 5 детей, что составляет 25% от всей возрастной группы.

q Сформированности представлений об объектах и явлениях неживой природы:

ü Низкий уровень составил 85% (17 человек) – 55% (11 человек) – 25% (5 человек) соответственно сентябрь-январь-май.

ü Показатель среднего уровня изменился значительно и наметилась положительная тенденция в его характеристиках, так в сентябре он составил 15% ( 3 человека), а в МАЕ – 65% (13 человек).

ü Показатель высокого уровня появился лишь к концу учебного года и составил 10% (2 человека), что также является хорошей динамикой в сформированности представлений об объектах и явлениях неживой природы

q и т.п. качественные изменения произошли с двумя другими критериями экологической воспитанности за период обучения детей выделенной группы в 2004-05 учебном году .

Как показывают результаты диагностики сформированности экологических представлений детей, в сентябре 2004-05 уч.года, т.е. в начале учебного года, дети испытывали значительные сложности при выполнении практически всех диагностических заданий Например, при выявлении экологических представлений о мире животных, растений, об объектах и явлениях неживой природы дети в ответ на просьбу педагога называли объекты, выделяя их признаки и свойства только непосредственно в деятельности и лишь 2 ребенка (10 %) различали и называли достаточно большое число объектов природы и знали, например, основное строение растений и их состояние по сезонам. Что касается бережного отношения детей к объектам природы, то следует отметить слабое выражение эмоциональных реакций при общении с природой, дети эпизодически принимали участие в уходе за растениями и животными и мотивировали необходимость бережного отношения к объектам природы, исходя из их утилитарной пользы для человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru