Педагогика и воспитание » Методика логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией » Логопедическое заключение, как главный аспект при составлении методики

Логопедическое заключение, как главный аспект при составлении методики

Страница 1

В структуре коррекционно-логопедической работы этап обоснования логопедического заключения занимает важное место, являясь закономерным итогом первичного обследования. Точное, правильно сформулированное заключение позволяет логопеду направить ребёнка в нужную специализированную группу для обучения, выбрать наиболее эффективные пути пре одоления речевого дефекта, осуществить индивидуальный подход, организовать фронтальную работу с детьми, определить динамику и прогноз речевого расстройства. От умения точно диагностировать речевое нарушение напрямую зависит результат всей коррекционной работы. Эта зависимость отражена в таблице № 1.

Таблица № 1

Первичное логопедическое обследование

Обоснование логопедического заключения

Перспективное планирование

Выбор путей преодоления дефекта

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

Л.С. Выготский различал следующие уровни диагноза:

этиологический, учитывающий причины возникновения речевого расстройства;

симптоматический, констатирующий отдельные признаки;

типологический, на котором данные обследования "вписываются" в общую картину - целостной динамики личности.

Данные уровни выделяются в ходе логопедического обследования и реализуются в логопедическом заключении.

Логопедическое обследование - это выявление конкретных причин и механизмов расстройств речевой деятельности с целью преодоления их путём соответствующих коррекционных воздействий медико-психолого-педагогического характера. В процессе логопедического обследования требуется применение различных методик, использование лонгитюдных методов обследования, реализация принципов комплексного и системного подходов к анализу речевых нарушений, а также принцип качественного анализа данных, что определяет точность логопедического заключения.

Задачей логопедического заключения является не только квалификация изучаемого явления, но и его интерпретация. При интерпретации фактов педагог выясняет причины, закономерности, условия перехода к более высокому уровню речевого развития. При анализе данных и их квалификации необходимо соотнести результаты обследования ребёнка с предметной нормой (каким должно быть по составу операций выполнение данного задания), с возрастной нормой (как может выполнить данное задание ребёнок этого возраста), с индивидуальной нормой (как выполнял аналогичное задание этот ребёнок вчера, как он может выполнить её завтра). Логопедическое заключение должно полностью отражать структуру дефекта ребёнка и соответствовать содержанию речевой карты. После логопедического заключения в речевой карте логопед ставит свою подпись и обязательно указывает дату проведения обследования.

Следует различать первичное, уточнённое (ставится после анализа результатов наблюдения за ребёнком в различных условиях), итоговое (ставится после проведения курса коррекционно-логопедической работы) логопедическое заключение. Таким образом, у логопедов имеется возможность более длительной диагностики, в процессе которой отражается динамика развития и обучения ребенка. При всей важности этапа диагностики на современном этапе не разработаны общепринятые подходы к обоснованию логопедического заключения, нет документов, регламентирующих данную процедуру, отсутствует нормативно-правовая база. Все существующие инструктивные письма носят рекомендательный характер, а логопедические заключения' в отдельных случаях, к сожалению, являются противоречивыми и некорректными.

Настоящая статья представляет собой попытку обозначения принципиальных положений, которые следует использовать в процессе постановки логопедического заключения. При обосновании логопедического заключения следует опираться на две основные классификации нарушений речи в логопедии: клинико-педагогическую и психолого-педагогическую. Данные логопедического заключения используют либо сам логопед, если он далее осуществляет развитие и коррекционное обучение, либо передаёт их учителю, воспитателю, психологу, врачу непосредственно работающим с этим ребёнком. Логопедическое заключение и прогноз должны быть предметом профессиональной тайны логопеда и могут сообщаться конфиденциально только лицам, имеющим прямое отношение к работе с данным ребёнком. Это важное условие профессиональной этики медико-психолого-педагогического обследования.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Повышение воспитательного потенциала
Современное общеобразовательное учреждение - важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Государственная политика в области воспитания детей и молодежи нашла отражение в Программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы, утвержденной приказом Миноб ...

Особенности проявления памяти
Память - это процессы зап9минания, сохранения и воспроизведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений. Другими словами, память — это индивидуальный опыт человека. Основная функция памяти — накопление опыта. Без памяти все ощущения и восприятия исчезали бы бесследно. Память создает условия дл ...

Анализ содержания темы "Многоугольники" в школьных учебниках геометрии
В курсе геометрии 7-9 классов систематически изучаются геометрические фигуры на плоскости, причем большое внимание уделяется многоугольникам, изучению их свойств, рассмотрению величин характеризующих плоский многоугольник. Курс геометрии 7 класса - это, по существу, геометрия треугольника. Основное ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru