Педагогика и воспитание » Генезис и особенности исторического образования в конце XVIII - начале XX в » Реформаторски-экспериментальные поиски форм и методов исторического образвания на рубеже XIX–XX вв

Реформаторски-экспериментальные поиски форм и методов исторического образвания на рубеже XIX–XX вв

Страница 14

Вместе с тем вышеуказанные учебники содержали и позитивные черты: акцентировалось внимание учеников на роли закона в жизни общества; исключался из текста анекдотический материал.

Одной из актуальных проблем начала XX века был вопрос об учебниках систематического курса русской истории. Задачи данного курса виделись в развитии умственных способностей учащихся, поэтому содержание этих курсов охватывало многие стороны общественной жизни.

С.Ф. Платоновым был написан «Учебник по русской истории для средней школы». Материал по истории России автор разделил на периоды, каждому из которых дал подробную характеристику. Интересен и подход автора к некоторым проблемам Российской истории. Рассматривая исторический процесс, С.Ф. Платонов выделяет два его вида: разрушительный и созидательный.

Первый он связывает с движением народных масс, а созидательный, по С.Ф. Платонову, возможен только в условиях мирной жизни. Сам автор выступил противником народных выступлений, считая, что они влекут за собой разруху и хаос, а это противоречит естественному ходу истории.

Для изучения систематического курса русской истории был написан «Учебник русской истории» той же А.Я. Ефименко, где автор ставила целью научное представление о ходе исторического процесса. Автор не побоялась отойти от строгих рамок официальных предписаний. Например, в ее изложении народ предстает как «активный элемент». Большое внимание в учебнике уделено характеристике экономических процессов: в них историк видит основу развития общества. В изложении истории и развития городов ученый дает возможность проследить в них определенную последовательность. Большое значение А.Я. Ефименко придавала и выявлению исторической закономерности.

В учебнике раскрывалась история революционных движений и национально-освободительной борьбы народов России, автор относилась к ним сочувственно, тем самым побуждая учеников к мысли о необходимости совершенствования государственной формы правления, и предоставления коренным народам независимости. В условиях третьеиюньской системы это могло прозвучать как призыв к демократизации государственных устоев. Эта же мысль прослеживалась и в изложении истории крепостничества. Автор показала, что следствием ее стала отсталость России от других стран Европы.

Среди общей массы учебников следует также отметить «Краткое пособие по русской истории» В.О. Ключевского. К содержанию учебника истории он подошел с точки зрения существования исторических законов, которые дают понимание хода исторических процессов. В учебнике нашли отражение все стороны общественной жизни, в том числе и психологическая, что было совершенно новым для школьных пособий.

Высказывая мысль о главенстве законов истории, автор побуждал учеников к поиску причин происходящих процессов, к осознанному пониманию фактов.

В числе наиболее применяемых в школе учебников было пособие К.А. Иванова «Учебник русской истории» (систематический курс для старших классов средних учебных заведений…).

По структуре изложения материала этот учебник был близок к пособию С.Ф. Платонова, но отличие состояло в том, что в учебнике К.А. Иванова экономическая система не нашла столь подробного изложения. Достоинством этого учебника является изложение истории во взаимосвязи внутренних и внешних процессов. Вместе с тем история общественного движения (особенно XIX в.) раскрыта не полностью, и в этом видится стремление автора не перечить министерским указаниям. Этот учебник был удобен как в пользовании на уроке, так и для домашней работы. Он был снабжен выдержками из научных трудов, иллюстрациями, таблицами – все это создавало возможность развивать мыслительную деятельность учащихся. В качестве положительного момента можно отметить попытку автора вести изложение истории России во взаимосвязи с историей государств Европы.

Среди учебников систематического курса заслуживает внимания «Учебник русской истории для старших классов» М.Н. Коваленского. Это скорее не учебник, а дополнительное пособие к нему, изданное в трех томах. Изложение истории России дано с учетом экономического аспекта, о чем говорит широкий обзор экономической жизни государства. Экономическая направленность положена и в основу исторической периодизации. Автором выделены: история натурального хозяйства с IX по XIII в.; время развития промышленности и торговли с XIII по XIV в.; период становления национального хозяйства XIV–XVII в.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15


Другое по теме:

Формы управления ОУ, наличие органов самоуправления, их функции
В Профессионально-педагогическом колледже технологии и красоты есть орган студенческого самоуправления. Целями деятельности Студенческого совета являются: формирование гражданской культуры, активной гражданской позиции студентов, содействие развитию их социальной зрелости, самостоятельности, способ ...

Педагогический образовательный процесс как динамическая педагогическая система
Педагогический образовательный процесс — это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Учащийся в учебном про ...

Сангина
Сангина (от лат. sanguineus — кроваво-красный). 1) Палочки-карандаши без оправы, красно-коричневых тонов (из коалина и оксидов железа). 2) Техника рисунка с помощью сангины. Известна с эпохи Возрождения. Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще на стенах пещер в эпоху палеолита. Сангину, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru