Педагогика и воспитание » Генезис и особенности исторического образования в конце XVIII - начале XX в » Борьба демократической и охранительных тенденций в курсах школьной истории X IX в

Борьба демократической и охранительных тенденций в курсах школьной истории X IX в

Страница 7

Название «Министерство народного просвещения» не соответствовало настоящей его деятельности. Фактически просвещением и наукой были затронуты немногие верхушечные слои населения. К 1856 г.в университетах и лицеях России обучалось 2282 студента, в гимназиях – 19098, в уездных, приходских и частных училищах – 95315 человек (всего 118895 человек). Для многомиллионного населения России (по 10-й ревизии в 1857 г. в европейской части России проживало 59 млн. 330 тыс. человек) такое количество учащихся было ничтожно малым.

Третий период (середина 1850-х – середина 1860-х гг.) вновь связан с реформами.

В начале 1860-х гг. социальные противоречия в России привели к возникновению в стране революционной ситуации. Обострился крестьянский вопрос, приобретя значение главного вопроса общественно-политической жизни. Начало рассматриваемого периода ознаменовалось широким общественно-педагогическим движением. В это время революционно-освободительное движение охватило области социально-политической, экономической и духовной жизни общества.

Органической частью этого процесса являлось педагогическое движение, которое подвергало острой критике крепостническую систему образования и воспитания, боролось против сословной школы и ранней профессионализации. В эти же годы возникает ряд общественных организаций, ставивших своей целью решение указанных проблем: комитеты и общества грамотности, педагогические общества; начинают издаваться педагогические журналы: «Журнал для воспитания», «Учитель», «Педагогический сборник», «Ясная Поляна» (издавался Л.Н. Толстым).

В ряду социально – политических реформ буржуазного характера немаловажное место занимают реформы в области образования, на осуществление которых определенное влияние оказало и общественно – педагогическое движение. Согласно «Положению о начальных народных училищах» (июль 1864 г.) и «Уставу гимназий и прогимназий» (ноябрь 1864 г.), все школы провозглашались общедоступными и бессословными. Земствам и частным лицам предоставлялось право открытия школ; наряду с классическими учреждались реальные гимназии. Одновременно усилилось руководство школой со стороны духовенства. Управление школами по уставу 1864 г. приобрело децентрализованный характер, повысилась роль педагогических советов. Формирование в России демократических и гуманистических концепций образования и практическая деятельность их авторов не могли, естественно, создать непреодолимый барьер тем контрреформам в сфере просвещения, которые стали следствием политической реакции 1870-х гг. Короткий период положительных реформ закончился.

«Положение» и «Устав» 1864 г. были заменены новыми, реакционными. «Устав гимназий» 1871 г. и «Положение о реальных училищах» 1872 г. восстанавливали сословную разобщенность школ, нарушали определенное единство системы общего образования, установленного в предшествующий период. Устав 1871 г. был фактически последним законодательным актом, определявшим статус классической гимназии в дореволюционной России. Реальные общеобразовательные гимназии были реорганизованы в 1872 г. в реальные полупрофессиональные училища, предназначенные для представителей средних промышленных классов.

Сложившаяся ситуация вызывала к жизни острую идеологическую борьбу. Министр народного просвещения граф Д.А. Толстой усмотрел в университетской автономии и в общей политике просвещения «язву материализма». Спасение от неё он предлагал найти в развитии классического образования, особенно в университетах. На страницах «Московских ведомостей», возглавлявшихся М.Н.

Катковым, граф Д.А. Толстой открыл компанию в защиту своего курса, проводниками которого стали профессора Московского университета Н.А. Любимов и П.М. Леонтьев. В своих воспоминаниях М.М. Ковалевский так рассказывал о реакции прогрессивной части преподавателей университета на действия «прислужника Каткова» – Любимова: «СМ. Соловьев в знак протеста оставил должность ректора университета, С.А. Муромцев демонстративно отказался пожать руку Любимова».

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Другое по теме:

Особенности мыслительной деятельности
Мышление — это процесс познавательной деятельности, отличающийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятия, мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы познания в силу своего характера, позволяющего опосредованно (через ум ...

Эстетическое воспитание личности на уроках технологии при изучении рукоделия как педагогическая проблема
Главная задача, стоящая перед современной образовательной школой – воспитание гармонически развитой личности. В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. В настоящее время важнейшая задача, как указывается в Основных направлениях Реформ обще ...

Основные виды и структура педагогической деятельности
Традиционно основными видами педагогической деятельности являются воспитательная работа и преподавание. Воспитательная работа направлена на организацию воспитательной среды, на управление и контролирование деятельности детей в соответствии с поставленной целью. Преподавание определим как один из ви ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru