Педагогика и воспитание » Генезис и особенности исторического образования в конце XVIII - начале XX в » Борьба демократической и охранительных тенденций в курсах школьной истории X IX в

Борьба демократической и охранительных тенденций в курсах школьной истории X IX в

Страница 5

Таким образом, либеральные основные тенденции развития школы начала века постепенно ослабевали, и уже к 1811 г. во всех учебных заведениях в обязательном порядке было введено преподавание Закона Божьего, усилилась сословность и религиозно-монархические начала в образовательном процессе.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что раньше всего реакционные симптомы внутренней политики правительства Александра I сказались на деятельности Министерства духовных дел и просвещения. Введение в 1817 г., в виде опыта, в нарушение «Устава», платы за обучение создало дополнительные препятствия для выходцев из податных сословий. Министерство А.Н. Голицына современники назвали «Министерством народного затемнения».

Отмеченные тенденции в концентрированном виде получили свое воплощение в заменившем «Устав» 1804 г. «Уставе» 1828 г., который по существу явился контрреформой по отношению к преобразованиям начала XIX в. Реакционный курс правительства Николая I внес коррективы в систему образования (Уставы 1828–1835 гг.): укреплялся сословно-замкнутый характер школьной системы, отменялась ранее введенная преемственная связь между различными типами учебных заведений, в гимназиях утверждался классицизм, ограничивались права и автономия университетов и т.п.

Не прошло и двух десятков лет, как тот же С.С. Уваров, теперь уже министр народного просвещения, сформулировал «Охранительные начала…».

«Охранительные начала православия, самодержавия и народности, то есть усиления внедрения религиозности и христианской нравственности», преданности царю и монархическому образу правления, уверенности, что крепостное право незыблемо и отвечает интересам русского народа и, наконец, ненависти к революционным идеям и их носителям. Главная роль в осуществлении этих «истинно русских охранительных начал» отводилась историческому образованию».

Вопросы внутренней жизни страны, история народа, вскрытие каких-либо закономерностей исторического развития, подведение учащихся к пониманию реальной действительности – всё это тщательно удалялось из школьного исторического курса. История превращалась в «список собственных имён, связанных между собой разными глаголами и пересыпанными цифрами годов».

Задача учеников ограничивалась запоминанием содержания учебников, перегруженных множеством имён князей, монархов, священнослужителей. Поэтому учителям рекомендовались такие приёмы преподавания, которые способствовали лишь механическому заучиванию материала, например, распевание вслух рифмированного набора имён, названий. Таким образом, все усилия дворянской методики преподавания были направлены на разработку методов механического заучивания материала: мнемотехники, составление бесконечных хронологических таблиц, имевших целью облегчение механического заучивания дат.

Основанный на реакционных принципах православия, самодержавия, народности, «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов» 1828 г. укреплял сословно замкнутый характер школьной системы, отменял ранее введенную преемственность связи между различными типами учебных заведений, утверждал в гимназиях классицизм, представлявший собой своеобразную реакцию на идеи, возникшие в период французской буржуазной революции и освободительной борьбы русского народа против иноземного нашествия в Отечественную войну 1812 года. В учебных заведениях устанавливался полицейский надзор, вводилась палочная дисциплина.

«Устав» 1828 г. в дальнейшем, вплоть до 1860-х годов, неоднократно подвергался изменениям с целью усиления классицизма в гимназиях и узкопрактического подхода к обучению в учебных заведениях низшего типа.

По новому «Уставу» 1835 г. были ограничены права и автономия университетов, в частности, они были лишены права руководить школами и создавать научные общества. Учебные заведения были переданы в непосредственное ведение попечителей учебных округов.

Вместе с тем в период реформ и контрреформ в отечественном образовании целенаправленно и плодотворно развивалась педагогическая мысль, прогрессивная линия движения которой в основном характеризовалась антикрепостнической, антисамодержавной, демократической по своей сущности тенденцией. В этом смысле, прежде всего, должны быть отмечены педагогические идеи и просветительская деятельность декабристов, их программные требования в области народного образования, среди которых одно из первых мест занимало требование о распространении грамотности среди народа, которую они приравнивали к приобретению политических прав. Основными источниками по вопросам воспитания и образования правомерно считать составленную П.И. Пестелем «Русскую правду», его сочинение «Практические начала политической экономии» и параграфы, из «Устава Союза Благоденствия», относящиеся к просвещению.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другое по теме:

Ценностно- смысловая сфера личности как важнейший регулятор поведения и деятельности человека
К исследованию ценностей и смыслов в разные годы обращались известные отечественные и зарубежные психологи: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.А., Леонтьев, Н.И. Непомнящая, В. Франкл, М. Рокич, К. Роджерс и др. Несмотря на различия в теоретических и методологических подходах, все и ...

Стадии социально-педагогической деятельности
С целью выявления психолого-педагогических условий формирования межэтнической толерантности учеников нужно исследовать содержание, формы, методы, технологии обучения, а также психологические и возрастные особенности подростков, – все то, что влияет на эффективность воспитательного процесса, направл ...

Психологические особенности младшего школьного возраста
Вопрос о психологической специфике развития в младшем школьном возрасте представляется очень актуальным для педагогов и злободневным. В последние десятилетия появилось большое количество самых разнообразных образовательных учреждений, где обучаются дети младшего школьного возраста. При этом, с одно ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru