Педагогика и воспитание » Приемы понимания художественного текста на уроках литературного чтения » Методы и приемы обучения пониманию текста

Методы и приемы обучения пониманию текста

Страница 3

Когда содержание усвоено, обращается внимание на тревогу курочки за братца, и учащиеся с помощью выделенных слов определяют, как же относилась Курочка к Петушку? (заботилась, любила). А что вы думаете о другом герое? Понял ли он, сколько хлопот доставил Курочке? Эти вопросы помогут понять детям, что Петушок был непослушным, беззаботным, хотя в тексте прямо об этом не говорится.

Можно сделать акцент на звеньях композиционной цепочки, проследить, как шаг за шагом преодолеваются препятствия.

Далее можно перейти к пересказу текста сказки. Пересказ - это не только прием, развивающий речь учащихся, но и средство, которое показывает, насколько ученик понял текст. Предварительная работа по анализу сказки поможет ученикам рассказать ее, так как они уже запомнили героев, зафиксировали основные слова, которые помогли им понять и пересказать ее. При этом важно также передать правильные интонации: просьбу, беспокойство, тревогу, стремление помочь попавшему в беду Петушку. Если позволит время, можно перечитать сказку по ролям.

Итак, работая над сознательным чтением, необходимо учитывать три уровня освоения текста:

1) восприятие фактического содержания, т. е. сюжетной, событийной основы;

2) понимание причинно-следственных отношений между событиями, мотивами, поступками героев, т. е. подтекста;

3) осознание основной идеи произведения, его общего настроения, авторской оценки описываемых событий и собственного

отношения к нему.

Чтобы формировать у учащихся навыки сознательного чтения, необходимо учить их:

- выяснять значения незнакомых слов и выражений, что является основой понимания фактического содержания текста;

- воссоздавать в воображении то, что описано в произведении;

- сопоставлять факты, поступки, события для нахождения причинно-следственных связей между ними;

- воспринимать различные оттенки значений слов и синтаксических конструкций, что основано на анализе языковых средств;

- понимать главную мысль произведения;

- осознавать авторскую оценку описанных событий и героев;

- определять собственное отношение к героям, их поступкам и произведению в целом;

- осмысливать факты окружающей действительности через призму прочитанного.

Основной метод работы над пониманием прочитанного - беседа. Для отработки сознательного чтения на первых порах разбор прочитанного следует начинать с вопросов и заданий, обеспечивающих первый уровень понимания текста, т. е. таких, которые помогают детям правильно воспринимать фактическое содержание, предметный план прочитанного. Например, к рассказу Л. Толстого «Котенок»: «Как дети обнаружили пропавшую кошку?», «Как выглядел котенок, которого дети оставили себе?» Но построение беседы не должно ограничиваться воспроизведением фактического содержания текста, необходимо обеспечивать также 2-й и 3-й уровни понимания прочитанного. Например: «Как нужно обращаться с животными, живущими рядом с нами?», «Чему учит нас этот рассказ?» (Л. Толстой «Котенок»).

Чтение не может быть сознательным без правильно проведенной словарной работы. Начинающий читатель зачастую отчетливо не осознает, что в тексте есть непонятное для него слово. Такое слово проскальзывает в контексте, оставляя иллюзию понятности. Любой учитель сталкивался с этим явлением, задавая детям вопрос после чтения текста: "Какие слова были непонятны?". Как правило, дети таких слов не называют. Выяснение значений ряда слов из прочитанного текста убеждает, что многие из них остались за бортом понимания.

Существующая в школе практика разбора слов, которые, с точки зрения взрослого, могут быть непонятны детям, недостаточно эффективна, так как ребенку непонятны бывают очень простые на первый взгляд слова. Поэтому, не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений. В методике обучения пониманию текста делается акцент на том, чтобы каждое непонятное ребенку слово было для него словно красный сигнал светофора, препятствующий дальнейшему движению.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Построение и реализация программы повышения педагогической культуры родителей старших дошкольников
Исходя из результатов диагностического этапа опытно-экспериментальной работы, нами была разработана программа по повышению педагогической культуры родителей, определены основные формы и методы совместной работы педагогов, родителей и детей. Целью нашего исследования на данном этапе было разработать ...

Основные понятия теории вероятностей
Теория вероятностей служит основой для анализа тех явлений окружающего мира, которым свойственна «изменчивость» и проявление которых не определяется однозначно условиями проводимых наблюдений. Вопрос о применимости вероятностных и статистических методов является непростым, и, во всяком случае, его ...

Применение современных образовательных технологий в опыте педагогической деятельности
В период непрерывной педагогической практики 4 класса основной общеобразовательной Кудрявецкой школы Хвастовичского района была проведена работа по применению отдельных технологий современного обучения. Эта работа была организована в рамках организующего эксперимента, направленного на доказательств ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru