Педагогика и воспитание » Приемы понимания художественного текста на уроках литературного чтения » Методы и приемы обучения пониманию текста

Методы и приемы обучения пониманию текста

Страница 1

Чтобы научить детей понимать текст, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

К обучению пониманию текста можно идти разными путями, так как этой проблемой занимаются многие специалисты. Одна из дорог проложена педагогической психологией – наукой, которая ведет от изучения психологических особенностей процесса обучения к использованию научных рекомендаций на практике.

С психологической точки зрения важно, с какого возраста начинать обучение. Наиболее благоприятным периодом для обучения и психологи, и физиологи считают младший школьный возраст. Именно в этот период закладывается так называемое "умение учиться", одной из основ которого является работа с книгой.

Как уже говорилось выше, важнейшей характеристикой процесса понимания художественного текста является сознательность чтения.

Сознательное чтение основывается на том, что у учеников, овладевших техникой чтения, сам процесс не вызывает затруднений и протекает довольно быстро. Для того чтобы ученики прочитали текст сознательно, предварительно проводится его анализ с точки зрения содержания и художественных средств изображения. Важнейшим условием сознательного чтения является понимание структуры и содержания произведения. О сознательности чтения учитель судит по его выразительности и ответам на вопросы.

Работа над сознательностью начинается со слушания детской книги (текста). Слушание ребенком текста, читаемого учителем, помогает осмыслению этого текста. Это самая первая ступень работы над пониманием текста.

Поскольку у детей 6-7 лет преобладает наглядно-образное мышление, необходимо в процессе обучения использовать практические действия детей. С этой целью используются задания, предполагающие самостоятельные действия детей. Главное, чтобы ученик представлял, что он читает связный текст. Его внимание обращается на основные признаки текста: целостность, связность, наличие определенной темы, заглавия, содержания, объединенного общностью мысли, началом и концом. Конечно, осуществлять это нужно в доступной форме, без употребления каких-либо определений.

Начинать можно с заглавия и темы текста. По ним легче всего установить, о чем говорится. Постоянное обращение к заголовку и теме воспитывает внимание у детей к целому тексту.

Формирование умения видеть заголовок и понимать его роль осуществляется с помощью следующих заданий:

1) выбор заголовка из предложенных вариантов и соотнесение его с текстом. Порядок выполнения задания: сначала прочитать текст, потом ответить на вопросы по его содержанию (что случилось), далее прочитать заголовки, подумать, какой из них больше подходит, почему; проверить себя (перечитать текст);

2) подбор собственного заглавия, соответствующего содержанию текста.

Такие задания способствуют формированию умения ориентироваться в теме текста.

Умение определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей можно формировать с помощью таких упражнений:

1) работа с планом текста: ученики должны к каждому пункту

подобрать соответствующую часть текста (определить, где она заканчивается);

2) работа с деформированным текстом.

Обязателен самоконтроль: перечитывание текста, чтобы проверить себя.

В простейших рассказах дети сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно должны выделять главное в тексте. Это выполняется после общего анализа, который осуществляется учителем вместе с учениками.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Описание методологического аппарата исследования
В ходе диагностики мы исследовали два аспекта – сформированность интонационной стороны речи у детей и различных видов перцептивных модальностей, а также выявление ведущей перцептивной модальности у детей. Для определения сформированности интонационной стороны речи была использована диагностика инто ...

Выявление уровня активности подростка
Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Но зачастую взрослые забывают, что процесс этот начинается уже в ...

Методика ознакомления детей 6-7 лет с календарем
Для того чтобы формировать у детей первоначальные понятия об основных календарных единицах времени и дать правильное толкование этих мер, воспитателю необходимо знать об истории происхождения мер времени. Семидневная неделя как промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем возникл ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru