Сначала лучше петь только мелодию песни на гласных звуках (вместе с логопедом), а потом уже петь со словами (сначала медленно). Пение продолжается не более 15 минут в течение занятия, по 3 - 5 минут за один приём.
Для заключительных вокальных упражнений IV этапа подбирают песни, во фразах которых тоны располагаются по звукоряду (т.е. интервалы не превышают 1-го тона). Это способствует более длительному удержанию нёбной занавески в смыкании.
Упражнения заканчиваются пением народных прибауток на одном тоне.
Такой вид тренировок является наиболее сложным, доступным лишь при хорошо подвижном нёбе.
С.Ф. Иваненко предлагает упражнения (сугубо подражательного характера) по варьированию мелодики голоса, которые можно выполнять уже в процессе выработки дыхания и постановки гласных. В доступной наглядно-ситуативной форме - через подражание - детям дается понятие о голосоведении. По словам К.С. Станиславского,". все, что сказано с приливом жизненной энергии, с удивлением, восторгом, гневом, ужасом и т.д., - все это пойдет вверх (высоко, звонко, громко). Все, что связано с упадком энергии, с апатией, с разочарованием (больно, грустно), - все это по звуковой лестнице пойдет вниз. "
С помощью зрительной опоры и голосового изображения вводится ряд понятий:
Далеко - близко (или тихо - громко).
А далеко
А близко А
Высоко - низко (тонко поет птичка - толсто, грубо поет медведь).
А
А А
Коротко - длительно (отрывисто, быстро, скоро - протяжно, медленно).
Протяжно - отрывисто.
А _
А _ _ _ _ _
Звук [а] при постановке гласных идет первым, поэтому все понятия в изображении голосом даются с опорой на него.
С целью тренировки (закрепления) голосового многообразного звучания используются следующие задания:
а) Звук [а] на качелях.
Дети приседают, раскачиваются, произнося звук [а] (звук "взлетает" и
"падает" в одном диапазоне - вдох! - выдох! - [а]).
б) Звук [а] раскачивается на ветке (слияние двух звуков [а] - [а] на одном выдохе).
Руки-ветки подняты вверх, под действием ветра наклоняются вправо - влево.
в) Звук [а] поднимается по лесенке. Звук произносится радостно, громко, покоряется каждая ступенька (вариант твердой атаки).
Звук [а] взбирается на вершину горы.
На горе тропа, по тропе идет [а]; звук произносится протяжно, с постепенным наращиванием подъема (!). Заканчиваем победно, радостно! (Как кричим "Ура!".)
Таким образом, видно, что этапы работы над голосом при ринолалии тесно связаны между собой и плавно перетекают друг в друга, постепенно расширяя своё содержание и усложняя его. Вся работа основывается на активизации мягкого нёба, а результаты, в свою очередь, напрямую зависят от его подвижности.
Другое по теме:
История развития хорового пения
Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках общеобразовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная система отличалась крайней пестротой. Это были кадетские корпуса, Институт благородных девиц, духовные семинарии и училища, патриархальные училища. Допуская «пение и во ...
Система работы по развитию театрализованных игр с перчаточными
куклами у детей 6 года жизни
На основе данных, полученных на констатирующем этапе, был составлен проект "Театр бибабо и дети" Задачи проекта: Создать условия для активной творческой деятельности старших дошкольников, участвующих в театрализованной деятельности. Создать условия для совместной театрализованной деятельн ...
Нравственное развитие детей в отечественной и зарубежной психологии
В литературе обычно указывается на роль сензитивных периодов в интеллектуальном развитии, но есть основания говорить о сензитивных периодах нравственного развития ребенка. Как отмечал Л.С. Выготский, «нет и не может быть другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возраст ...