Педагогика и воспитание » Игра как средство формирования познавательного интереса учащихся на уроках технологии » Средства формирования познавательного интереса на уроках технологии

Средства формирования познавательного интереса на уроках технологии

Страница 3

В процессе обучения предмету "Технология" используются различные методы и приёмы стимулирования познавательного интереса.

Одним из таких приёмов является приём создания на уроке технологии ситуаций занимательности — введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.

В качестве приёма, стимулирующего интерес, выступает также приём удивления. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на уроке, грандиозность цифр, свидетельствующих о небывалом научно-техническом процессе, достигнутом в нашей стране, - всё это при умелом сопоставлении данных, при убедительности этих примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у учащихся.

Одним из приёмов стимулирования является сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений.

Например, ученикам предлагается сравнить житейское и научное объяснение явления невесомости, житейское и научное объяснение законов свободного падения.

Для того чтобы мыслительный процесс совершался, необходимы какие-то мотивы, побуждающие человека думать. Как создается этот мотив? Столкновение с трудностью при выполнении конкретного задания, предложенного учителем, пробуждает интерес, желание найти ответ.

Сам факт столкновения с трудностью, невозможностью выполнить, предложенное задание с помощью имеющихся знаний рождает потребность в новых знаниях. Именно потребность и является основным условием возникновения проблемной ситуации и одним из главных ее компонентов.

Психологи установили, что ядром проблемной ситуации должно быть какое-то значимое для человека противоречие. В приведенном примере таким значимым для учащихся противоречием является противоречие между житейскими представлениями пятиклассников о том, что более тонкую древесину расколоть легче и факту, который опроверг эти представления, вызвал удивление, интерес, желание узнать, почему фанера прочнее.

Чем ярче в проблемной ситуации выражено противоречие, тем больше у учителя возможности для активизации мыслительной, познавательной деятельности учащихся.

Проблемная ситуация характеризует определенное психическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения задания, которое помогает ему осознать противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить это с помощью имеющихся знаний, осознание противоречия пробуждает у учащегося потребность в "открытии" новых знаний, способе или условиях выполнения действия.

Экскурсии имеют учебно-познавательное и большое воспитательное значение. Посещение производственных участков воспитывает в детях уважение к людям труда и знакомит их с профессиями. .

Для развития познавательной активности учащихся, обучении их приемам нестандартных, рациональных решений проводятся олимпиады, предметные недели, нетрадиционные уроки: урок-путешествие, урок-сказка, урок-КВН, урок-соревнование, викторины и другие. Нетрадиционный урок – это урок, который характеризуется нестандартным подходом:

к отбору содержания учебного материала;

к сочетанию методов обучения;

к внешнему оформлению.

Самсонова Л.Д. на уроках черчения для стимуляции творческой деятельности и познавательного интереса периодически применяет задания проблемного характера в занимательной форме, в том числе игровой. Отмечает высокий интерес на уроках с применением метода "мозгового штурма", с использованием раздаточного материала. Считает что для формирования познавательного интереса и творческой деятельности школьника необходимо: создание на уроках благоприятной атмосферы; поощрение высказанных оригинальных идей; предоставление возможности задавать вопросы, свободно высказывать своё мнение; оказание помощи в затруднительных ситуациях.

В качестве игрового метода и метода показа новизны материала Ф.Ф. Бандуристый основываюсь на практическом опыте, предлагает изготовление динамической игрушки "Черепаха". Считает, что игрушка как объект труда вбирает в себя все требования, которые предъявляются к художественному проектированию и изготовлению любой вещи. Так как никакие другие учебные предметы в школе, кроме изообразительного искусства, технологии и машино-строительного черчения, не обладают возможностями использования рукотворческих конструкторско-трудовых игр.

С.Н. Василевич, исходя из своего опыта рекомендует использование техники аппликации для обучения школьников решению графических задач, он отмечает на своих уроках повышенную усваиваимость материала и формирование познавательного интереса.

М.В. Иванова для активизации школьников и формирования познавательного интереса предлагает использовать метод обучения в малых группах по технологии сотрудничества Е.С. Полат. Предполагаемыми результатами применения данного метода являются следующие. Учащиеся должны:

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Проектирование занятий по технологии
Проект урока "Домашняя экономика" Предмет: технология Тема урока: "Домашняя экономика" Класс: 8 класс Цели урока: Образовательная: сформировать у учащихся понятия о месте домашней экономики в семье обществе; Развивающая: развивать у учащихся целостность взглядов на семью, её рол ...

Особенности воздействия экранных образов на детское сознание
Дети дошкольного возраста активно познают жизнь во всех ее проявлениях. Дошкольники живут не одной, а несколькими жизнями: и своей, и героев сказок, мультфильмов, - всех тех, кто всколыхнет детское воображение. Таково их стремление к максимально полному переживанию событий. И на этом этапе развития ...

Деятельность учащихся в процессе обучения
Учение как специфический вид деятельности имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования. Возможность ее осуществления обусловлена способностью человека регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru