Педагогика и воспитание » Игра как средство формирования познавательного интереса учащихся на уроках технологии » Познавательный интерес как средство обучения

Познавательный интерес как средство обучения

Страница 2

Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Они содействуют проникновению личности в существенные связи между изучаемыми явлениям, в закономерности познания.

В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Их классифицируют на различные группы в зависимости от источников восприятия информации и дидактических задач. Методы сочетаются и комбинируются в модели обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся. Педагогическая практика исследует разные пути активизации познавательной деятельности, основой среди них является: разнообразие форм, методов, средств обучения.

Зона применения учителем того или иного метода обучения зависит от его знаний об эффективности его применения. Ю.К. Бабанский сформулировал 6 основных критериев выбора методов обучения:

исходным критерием при построении системы методов обучения на уроке является их соответствие цели урока;

не менее важно соответствие методов обучения содержанию учебного материала;

важно соответствие методов обучения формам организации познавательной деятельности учащихся;

метод обучения должен соответствовать реальным учебным возможностям учеников, т.е. внутренним и внешним условиям для успешной учебной деятельности;

учитель при выборе методов обучения должен учитывать свои возможности по их использованию;

методы обучения должны соответствовать принципам дидактики.

«Метод обучения – это не только инструмент учителя, но и по словам А.С. Макаренко, «инструмент прикосновения к личности ученика».

Определенный интерес представляют методы И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, в основу которых положены различный характер и уровень самостоятельной познавательной деятельности учащихся в обучении. К ним относятся:

объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный) (основное назначение метода - сообщение готовой информации разными средствами, идет чувственное познание материала);

репродуктивный метод (основное назначение метода - организация деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению усваиваемых знаний);

проблемный метод (основное назначение метода – раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения);

частично-поисковый метод (эвристический). Основное назначение – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем;

исследовательский метод (способ организации творческой деятельности по решению новых задач).

Мы рассмотрели в первой главе понятие "познавательный интерес" в историко-педагогическом, дидактическом и психологических аспектах; взаимосвязь проблем воспитания познавательного интереса и развития мышления. В связи с этим можно сделать следующие выводы:

Познавательный интерес психологи и педагоги изучают с разных сторон, но любое исследование рассматривает интерес как часть общей проблемы воспитания и развития.

Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности.

Познавательный интерес можно рассматривать с разных сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности, как сильное средство обучения. Для того чтобы активизировать учебную деятельность школьника нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения.

Структура. Существует четыре уровня развития познавательного интереса. Это любознательность, любопытство, познавательный интерес и теоретический интерес. Учителю нужно уметь определять, на какой стадии развития познавательный интерес у отдельных учащихся, для того чтобы способствовать укреплению интереса к предмету и его дальнейшему росту.

Существует определенная взаимосвязь проблем воспитания познавательного интереса и развития мышления.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Сущность понятия самообразование
Самообразование – это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы. Основным средством самообразования является самостоятельное изучение научной, научно-популярной, учебной, политической, художественной и другой литературы. Источниками служат также газеты, радио, т ...

Логопедическое заключение, как главный аспект при составлении методики
В структуре коррекционно-логопедической работы этап обоснования логопедического заключения занимает важное место, являясь закономерным итогом первичного обследования. Точное, правильно сформулированное заключение позволяет логопеду направить ребёнка в нужную специализированную группу для обучения, ...

Сущность и природа нравственности
В начале исследования необходимо раскрыть сущность базовых понятий, которыми мы будем оперировать на протяжении всей работы. Ключевыми понятиями в данном исследовании являются: структура морали, общечеловеческие ценности, этические знания. В истории развития человеческого общества менялся подход к ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru