Говоря об особенностях протекания этапа внутреннего программирования у детей с недоразвитием речи, в числе важных признаков умственной отсталости выделяется несформированность семантических предпосылок высказывания. Таким образом, динамические нарушения речевой деятельности выступают, прежде всего, в несформированности внутреннего программирования и грамматического структурирования, т.е. тех сторон речевой деятельности, где речь наиболее тесно смыкается с когнитивными структурами.
Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина отмечают, что без специального обучения дети с умственной отсталостью не овладевают операциями анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Р.И. Лалаева и А. Гермаковская также выделяют сложное сочетание нарушений речи и познавательной деятельности у детей с общим недоразвитием. По мнению С.Н. Шаховской, общее недоразвитие речи представляет собой многомодальное нарушение, проявляющееся на всех уровнях организации языка и речи.
Таким образом, нарушение процессов порождения речи наблюдаются еще до того момента, когда происходит выбор средств (вербальных и невербальных) для репрезентации мысли. Данный факт позволил нам сделать предположение, что невербальная коммуникация детей с умственной отсталостью будет иметь ряд специфических особенностей и восприятия (понимания), и употребления невербальных средств общения.
Для изучения особенностей общения детей с умственной отсталостью предлагаются следующие методики:
1. Предназначенные для оценки уровня невербальной коммуникации детей младенческого и раннего возраста.
Методика Communication and Symbolic Behavior, позволяет оценить коммуникативные и символические навыки 8−24-месячного ребенка, включая жестовую коммуникацию, вокализации, взаимодействие, аффективные сигналы в различных коммуникативных ситуациях;
2. Позволяющие ценить уровень вербальных коммуникативных навыков ребенка проблемами в развитии.
Здесь особый интерес представляет методика, разработанная в рамках программы «Обучение спонтанной коммуникации детей с нарушениями в развитии»;
3. Расширяющие возможности общения для лиц с тяжелыми нарушениями речи;
4. Методика «Маски»;
5. Методика «Рукавички»;
6. «Тест тревожности»;
7. ТАТ;
8. «Рассказ по сюжетной картинке»;
9. «Установление последовательности сюжетных рисунков и рассказ по ним»;
10. Методики В.М. Минаевой;
11. Методика Н.М. Юрьевой;
12. Модифицированная методика В.А. Лабунской.
Другое по теме:
Зарубежная и отечественная дошкольная педагогика о формирования
этических норм поведения у детей дошкольного возраста
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Так, философ - идеалист Сократ (46 ...
Диагностика уровня сформированности речевых умений старшеклассников
Опытно-экспериментальная работа состояла из двух этапов. Первый этап представлял собой диагностику уровня сформированности монологических умений старшеклассников, которая проводилась методом устного опроса. Второй этап включал собственно экспериментальное обучение и контрольный срез. Целью практиче ...
Психолого - педагогическая характеристика детей с ОНР
Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возрастов, проведенных Левиной Розой Евгеньвной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИ ...