Новая педагогика » Развитие детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании » Психолого-педагогическая характеристика детского изобразительного творчества

Психолого-педагогическая характеристика детского изобразительного творчества

Страница 3

Главной же чертой творческой личности исследователи называют креативность, эстетическое отношение к действительности, интеллектуальную активность.

Делается также попытка определить и основные компоненты креативности (творчества). Выделяются, в частности:

ü перцептивный компонент (наблюдательность, особая концентрация внимания);

ü интеллектуальный (интуиция, воображение, обширность знаний, гибкость, самостоятельность, быстрота мышления и т.д.);

ü характерологический (стремление к открытиям, к обладанию фактами, способность удивляться, непосредственность).

Становление детской креативности – это не движение от «нетворчества» к «творчеству». В его основе – конструктивное овладение ребенком всеобщей «силой» человеческого воображения и мышления.

При исследовании проблемы детского художественного творчества, были выделены три основных этапа творческой деятельности, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого:

ü первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем. Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел.

ü второй этап – процесс создания изображения детьми. Тема задания не только не лишает ребенка творчества, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение. Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.

ü третий этап – анализ результатов деятельности. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляется при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности.

Значительное влияние на развитие детского творчества оказывает восприятие произведений искусства. При восприятии окружающего, произведений изобразительного искусства, а также в процессе создания образа, дети овладевают обобщенными способами действий, которые в последующем могут переносить и в собственное изобразительное творчество. Среди таких способов можно выделить следующие:

ü Способ всматриваться в предметы, явления окружающей действительности, как первая ориентировка

ü Способы ориентировки в формах, пропорциях, цвете в процессе изобразительной деятельности

ü Способы самостоятельных действий при выборе материалов, выразительно-изобразительных средств

ü Способы технических действий при создании образа в рисунке, лепке, аппликации и т.д.

В своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский рассматривал восприятие как первую опорную точку для будущего творчества, когда происходит накопление материала, из которого впоследствии строится фантазия. Основываясь на данных физиологии, психологи выделяют восприятие как один из основных компонентов творческой деятельности.

По мнению многих исследователей произведения изобразительного искусства, являясь высокохудожественными объектами, несут в себе эмоциональный творческий потенциал, а эстетически выразительная форма служит толчком к творческому восприятию

Большое внимание уделяется также проблеме взаимосвязи детского творчества с обучением. Выделяется даже ряд основных приемов и методов, обеспечивающих развитие изобразительного творчества детей:

ü Использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, их эстетическое восприятие;

ü Сенсорное обследование предметов, обогащение сенсорного опыта ребенка;

ü Восприятие изображения с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером образа;

ü «Вживание в образ» для передачи настроения, характера персонажа, животного или человека;

ü Синтез искусств (музыки, художественной литературы, изобразительного искусства);

ü Создание поисковых ситуаций;

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Общение ребенка дошкольного возраста с взрослыми
Высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т.е. в реализации которых участвует не один, а два человека. И лишь постепенно они становятся внутренними. Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьм ...

Методические рекомендации по развитию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения
Нравственное воспитание школьников является одним из приоритетных направлений в современной сфере российского образования. Оно основывается на развитии не только нравственных и моральных ценностей и мотивов, но и на развитии основных нравственных качеств личности человека. Кто как не учитель, имеющ ...

Функции социального педагога, воздействующие на коррекцию поведения ребенка
Социальный педагог – это профессионально подготовленный специалист в области педагогики отношений в социуме. В семье, в сельской общине и на предприятии, в общеобразовательной школе, в больнице, приюте, детском доме, интернате для престарелых социальный педагог влияет на формирование воспитывающих, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru