Новая педагогика » Работа классного руководителя с родителями младших школьников в современных условиях » Специфика методов изучения семьи

Специфика методов изучения семьи

Страница 3

Количество учащихся

Вопросы

Уровни проявления

Постоянное Частич. Не проявл.

I

1

2 3

4

1. Понимание целей воспитания.

2. Наличие конкретных воспитательных задач.

3. Единство и согласованность требований к детям.

4. Каждодневное общение с детьми, полная осведомленность о жизни ребенка (интересы, дела, успехи,

Многократно уже говорилось о широте диапазона применения методов беседы и наблюдения. В данной главе нет необходимости еще раз возвращаться к их раскрытию. Более важным является акцент на формах фиксирования и обработки материалов, бесед и наблюдений. Каким бы объективным, точным и аккуратным ни был классный руководитель, он не сможет запечатлеть и осмыслить с точки зрения тенденций развития личности каждого ребенка, все его проявления, особенности реакций, характер выборов в сложных и повседневных, обычных ситуациях учения, труда, игры, общения и т.д. Чем выше уровень квалификации педагогического труда, тем точнее и строже должны быть методы и формы анализа. Без этого нельзя ставить вопроса об управлении процессами, в данном случае — процессом всестороннего развития личности. Личность ребенка сложна, многогранна, в движении, в изменениях развития и становления. Сегодня уже нет необходимости доказывать примитивизм, оценки личности по единственному критерию - успехи в учении: "хороший ученик, по тому, что хорошо учится" или "плохой, двоечник".

Беседа как метод изучения семьи должна касаться поэтому очень многих сторон и вопросов жизни семьи и ребенка: почему сын не удачлив в друзьях и почему в семье нет увлечений, интересных любимых занятий; почему все домашние дела выполняются матерью и почему пет семейной библиотечки; почему на детской площадке переломаны все песочницы, зонтики, истоптаны газоны и почему на собрания в школу всегда ходит мама?

Все материалы бесед, посещений семьи, выступлений на собраниях и т. д. должны фиксироваться в дневнике педагогических наблюдений.

Почему?

5. Встречаете ли Вы трудности в воспитании ребенка?

Какие?

Как их разрешаете?

Заполненная родителями анкета даст классному руководителю материал для постановки вопроса о дефиците общения детей и родителей, и его последствиях, о свободном времени семьи и пустом времяпрепровождении, о любимых занятиях членов семьи, о взаимопонимании между родителями и детьми и о глубине осмысления родителями процесса формирования личности ребенка.

Воспитательная активность родителей, их участие в общественной работе в школе помогут проследить анкеты № 2 и № 3. Они заполняются классным руководителем как итог посещений семьи, бесед с родителями, фиксирования их осведомленности о жизни ребенка и школы.

Анкета № 2 и 3 требуют составления списка класса (вертикаль) и обозначения пунктов анализа (горизонталь), такая сводная матрица облегчит подсчет по классу, выявление наиболее типичных особенностей общения родителей и детей и т. д.

Анкета № 2

Анкета классного руководителя (начальной школы, средней школы) - подчеркнуть.

1. Сколько учащихся обучается в классе:

всего:

в том числе мальчиков

в том числе девочек

2. У скольких учащихся работают на производстве отец и мать учится сын учится дочь

3. Какое количество родителей обеспечило в часы, не занятые школой: а) полный контроль и присмотр за ребенком (учится сын, дочь) неудачи, жизнь школьного коллектива и дела его, общественная работа, друзья и т. д.)

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru