Количество учащихся
Вопросы |
Уровни проявления | ||||||
Постоянное Частич. Не проявл. | |||||||
I |
1 |
2 3 |
4 | ||||
1. Понимание целей воспитания.
2. Наличие конкретных воспитательных задач.
3. Единство и согласованность требований к детям.
4. Каждодневное общение с детьми, полная осведомленность о жизни ребенка (интересы, дела, успехи,
Многократно уже говорилось о широте диапазона применения методов беседы и наблюдения. В данной главе нет необходимости еще раз возвращаться к их раскрытию. Более важным является акцент на формах фиксирования и обработки материалов, бесед и наблюдений. Каким бы объективным, точным и аккуратным ни был классный руководитель, он не сможет запечатлеть и осмыслить с точки зрения тенденций развития личности каждого ребенка, все его проявления, особенности реакций, характер выборов в сложных и повседневных, обычных ситуациях учения, труда, игры, общения и т.д. Чем выше уровень квалификации педагогического труда, тем точнее и строже должны быть методы и формы анализа. Без этого нельзя ставить вопроса об управлении процессами, в данном случае — процессом всестороннего развития личности. Личность ребенка сложна, многогранна, в движении, в изменениях развития и становления. Сегодня уже нет необходимости доказывать примитивизм, оценки личности по единственному критерию - успехи в учении: "хороший ученик, по тому, что хорошо учится" или "плохой, двоечник".
Беседа как метод изучения семьи должна касаться поэтому очень многих сторон и вопросов жизни семьи и ребенка: почему сын не удачлив в друзьях и почему в семье нет увлечений, интересных любимых занятий; почему все домашние дела выполняются матерью и почему пет семейной библиотечки; почему на детской площадке переломаны все песочницы, зонтики, истоптаны газоны и почему на собрания в школу всегда ходит мама?
Все материалы бесед, посещений семьи, выступлений на собраниях и т. д. должны фиксироваться в дневнике педагогических наблюдений.
Почему?
5. Встречаете ли Вы трудности в воспитании ребенка?
Какие?
Как их разрешаете?
Заполненная родителями анкета даст классному руководителю материал для постановки вопроса о дефиците общения детей и родителей, и его последствиях, о свободном времени семьи и пустом времяпрепровождении, о любимых занятиях членов семьи, о взаимопонимании между родителями и детьми и о глубине осмысления родителями процесса формирования личности ребенка.
Воспитательная активность родителей, их участие в общественной работе в школе помогут проследить анкеты № 2 и № 3. Они заполняются классным руководителем как итог посещений семьи, бесед с родителями, фиксирования их осведомленности о жизни ребенка и школы.
Анкета № 2 и 3 требуют составления списка класса (вертикаль) и обозначения пунктов анализа (горизонталь), такая сводная матрица облегчит подсчет по классу, выявление наиболее типичных особенностей общения родителей и детей и т. д.
Анкета № 2
Анкета классного руководителя (начальной школы, средней школы) - подчеркнуть.
1. Сколько учащихся обучается в классе:
всего:
в том числе мальчиков
в том числе девочек
2. У скольких учащихся работают на производстве отец и мать учится сын учится дочь
3. Какое количество родителей обеспечило в часы, не занятые школой: а) полный контроль и присмотр за ребенком (учится сын, дочь) неудачи, жизнь школьного коллектива и дела его, общественная работа, друзья и т. д.)
Другое по теме:
Общение ребенка дошкольного возраста с взрослыми
Высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т.е. в реализации которых участвует не один, а два человека. И лишь постепенно они становятся внутренними. Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьм ...
Использование наглядности на уроках как способ организации
внимания
Центральный компонент любого урока - организация познавательной деятельности учащихся. Ведущими познавательными процессами являются мышление и воображение. На основе аналитико-синтетической деятельности, посредством этих двух процессов происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, иссле ...
Психолого-педагогические основы развития речи младших школьников
Связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой едино целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительны ...