"Знать семью" - означает для классного руководителя умение оценить характер влияния семьи на личность ребенка, выявить тенденции развития, которые она создает как первичный коллектив, определить положительные стороны семейного воспитания, найти психолого-педагогические основы установления контактов с семейным коллективом.
Необходимо подчеркнуть, что кроме подчиненности изучения семьи задачам помощи и объединения воспитательных усилий семьи и школы, другой особенностью методики изучения семьи является - сложность и замкнутость объекта исследования. Всякое «вторжение» вносит такие изменения в семейную атмосферу, которые искажают подлинную картину воспитания. Тем более недопустимо хоть в какой-то мере обнаружить позицию "изучающего" что-то в семье. Для родителей всегда должно быть ясно одно: школа, учитель семье помогают.
Чем сложнее предмет, тем более длительное время требуется на его изучение, на управление им. Недопустимы поспешные выводы, обобщения. Оценка семьи складывается сумма но, на основе наблюдений, сопоставления всех данных. И
несмотря на указанные особенности подхода к семье как к воспитательному коллективу, соучастие, в деятельности которого никогда не может быть прямым, можно утверждать, что знание семьи возможно для классного руководителя. Мы уже неоднократно касались вопроса об изучении семьи, рассматривая те или иные стороны проблемы совершенствования семейного воспитания, работы школы с родителями.
Например, использование анкетного метода. Учитывая определенную субъективность даваемого этим методом материала, данные, полученные таким путем, необходимо сопоставлять с получаемыми другими методами.
Анкета нескольких вариантов может применяться при изучении воспитательной активности семьи. Приводим их, указывая, что они (в зависимости от конкретных условий работы школы) могут видоизменяться.
Анкета № 1
1. Сколько времени (приблизительно) в день _
в неделю
Вы проводите в общении с ребенком:
в беседах, разговорах
в совместной работе
посещая кино, клуб, театр и т. д.
на прогулках в природу (в лес, на реку, и т д.)
посещая музей, библиотеки, производство и т. д.)
2. Есть ли другие виды общения? Укажите:
3. Считаете ли Вы это время общения достаточным для правильного воспитания?
Почему?
4. Считаете ли Вы, что понимаете особенности развития своего ребенка глубоко?
в основном?
лишь иногда
б) частичный (эпизодический, не ежедневный) (учится сын, дочь) в) не обеспечили присмотра (учится сын. дочь) (подчеркнуть)
4. Какое количество родителей класса активно участвует в воспитании детей:
(учится сын, дочь) отцов (учится сын, дочь) матерен (учится сын, дочь)
5. Сколько человек входит в актив родителей класса:
отцов
матерей
К анкете № 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Иванова Лена Куликов Борис |
Анкета № 3
Анкета классного руководителя для изучения воспитательной активности семьи
Школа
Класс
Другое по теме:
Нравственное развитие детей в отечественной и зарубежной психологии
В литературе обычно указывается на роль сензитивных периодов в интеллектуальном развитии, но есть основания говорить о сензитивных периодах нравственного развития ребенка. Как отмечал Л.С. Выготский, «нет и не может быть другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возраст ...
Содержание и методика сенсорного
воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
средствами изобразительной деятельность
Изобразительная деятельность — это первый продуктивный вид деятельности, с помощью которого ребенок передает свои впечатления от окружающего мира, выражает на бумаге, в пластических материалах свое отношение ко всему происходящему. Отмечается значимость занятий изобразительной деятельностью для поз ...
Коррекционно-логопедическая работа
над голосом детей, страдающих ринолалией
Многолетняя практика показывает, что наилучших результатов в коррекции речи детей, страдающих ринолалией, позволяет достичь комплексная методика работы. В основу комплексного метода положен принцип одновременного обучения речевому дыханию, голосообразованию и артикуляции, а также переводу артикуляц ...