Педагогика и воспитание » Особенности перцептивной модальности и интонации у дошкольников с ОНР III уровня, имеющих стертую форму псевдобульбарной дизартрии » Описание методологического аппарата исследования

Описание методологического аппарата исследования

Страница 2

2 балла. Мелодика: отмечаются частые мелодические ошибки при восприятии, воспроизведении и дифференциации интонационных конструкций. Интенсивность: низкая (субъективно тихое восприятие силы голоса испытуемого) или высокая (субъективно громкое восприятие силы голоса испытуемого) нарушения в восприятии и имитации динамического компонента интонации. Темп: медленный. Страдает процесс воспроизведения при сохранной способности к слуховому различению неречевых и, особенно, речевых ритмических структур. Ритм: страдает процесс воспроизведения ритма при сохранной способности к слуховому различению неречевых и, особенно, речевых ритмических структур. Ударение: стойкие сложности в определении места логического ударения. Паузирование: возможность производить реальную интонационную разметку в самостоятельной речи нарушена; часто отмечается отсутствие обязательной паузы, неправомерность ее использования, неправильно выбранная длина паузы. Тембр: тембровые компоненты нарушены – «хриплость», «приглушенность», «сдавленность»; сложности в распознавании эмоциональной окрашенности речевой продукции; изменение качеств голоса с целью передачи содержательной информации нарушено.

1 балл. Мелодика: отсутствие умения использовать звуковысотные изменения, лежащие в основе оформления мелодического контура; наличие стойких и частых мелодических ошибок; нарушения восприятия, дифференциации и имитации основных типов интонации; неадекватное понимание интонации. Интенсивность: низкая (субъективно тихое восприятие силы голоса испытуемого) или высокая (субъективно громкое восприятие силы голоса испытуемого); невозможность различения и преднамеренного изменения силы голоса. Темп: медленный. Восприятие и воспроизведение неречевого и речевого темпа испытуемому недоступно. Ритм: нарушено воспроизведение ритмов и их слуховое различение; общее нарушение ритмизированности речевой цепи. Ударение: отсутствие выделенности, нарушение понимания смысла слова и наличие ошибок в их употреблении. Паузирование: грубое нарушение перцептивного восприятия паузальной выделенности, акцентно-ритмического и фразового членения. Тембр: нарушения тембральных качеств голоса – «придыхательность», «хриплость», «приглушенность», «назальность» с «металлической» окраской (голос резкий с излишней звонкостью), «сдавленность»; невозможность узнавания эмоциональной окрашенности речевого материала и преднамеренного изменения качеств голоса; несоответствие мимики и жестикуляции ситуации общения.

Итоговый уровень сформированности интонационной стороны речи и интонационного навыка определяется суммарным количеством баллов за выполнение каждой пробы и изображается в виде графика – «Интонационного профиля».

Рис. 1. Интонационный профиль

В нем изображен абсолютный интонационный профиль – оптимальные данные по предложенной диагностике.

Для определения сформированности восприятия и выявления ведущей перцептивной модальности была составлена специальная методика на основе исследований Г.А. Ванюхиной.

В процессе диагностики исследовались 7 видов восприятия: зрительное, слуховое, тактильное и кинетико-кинестетическое, обонятельное, вкусовое, эмотивное, а также синестезические особенности (см. Приложение). Помимо этого проводился ассоциативный эксперимент, в ходе которого выявлялись и анализировались вербальные и невербальные реакции на речевой стимул. Предполагаются качественно-количественные критерии оценивания сформированности различных видов восприятия у детей 4-6 лет. Для объективности сравнения изучаемых видов восприятия выбрана балльно-уровневая система оценивания. Результаты определяются по количеству правильно выполненных испытуемыми заданий, каждая проба оценивается по 5-балльной системе от 1 до 5.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Характеристика специальности 540500 «Технологическое образование»
Методика обучения рассматривается как методика углубленного обучения студентов ВУЗов и учащихся профессиональных училищ, как специальная, контекстная подготовка в направлении будущей профессии и специальности. В современном образовании - это прежде всего подготовка молодежи к культурно- и природосо ...

Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач на уроках истории
Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Применяя наглядность, преподаватель вносит в обучение чрезвычайно важный момент – живое созерцание, которое, как изв ...

Повышение воспитательного потенциала
Современное общеобразовательное учреждение - важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Государственная политика в области воспитания детей и молодежи нашла отражение в Программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы, утвержденной приказом Миноб ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru