Педагогика и воспитание » Особенности перцептивной модальности и интонации у дошкольников с ОНР III уровня, имеющих стертую форму псевдобульбарной дизартрии » Перцептивная модальность как средство формирования интонационной выразительности речи

Перцептивная модальность как средство формирования интонационной выразительности речи

Страница 2

Сенсорно-перцептивные явления есть, как было сказано выше, отражение объективной действительности и регуляторы действий; однако вместе с тем они «относятся к коренным феноменам жизнедеятельности, связанным с глубокими слоями целостной структуры человеческого развития и личности». Человеку в целом соответствует сенсорно-перцептивная организация как единая система анализаторов всех без исключения модальностей (Б.Г. Ананьев) . Восприятие не исчерпывается лишь тремя модальностями. Можно отметить, что процесс восприятия имеет полимодальный характер и условно его можно представить в виде соощущений сенсорной горизонтали и сенсорной вертикали (Г.А. Ванюхина). Сенсорную горизонталь обслуживают физические органы чувств, которые воспринимают информацию посредством движения, осязания, зрения, слуха, обоняния и вкуса. Сенсорную вертикаль составляют иерархически организованные механизмы познавательного процесса:

– интуитивное чувство (предчувствие) начальной ступени познания рождает познавательный интерес и определяет его направление;

– эмоционально-волевые и эмоционально-оценочные чувства эмотивной ступени познания формируют желание, стремление, усилие, мотив и оценку деятельности;

– кинетические, кинестетические, визуальные, аудиальные, обонятельные и вкусовые чувства сенсомоторной ступени познания (сенсорная горизонталь) принимают информацию из внешнего мира;

– чувство воображения символьно опосредованной ступени познания дает представление о комплексном образе предмета по следам эмоциональных и сенсомоторных соощущений, развивающее способности отображения, изображения, моделирования, схематизации;

– аналитико-синтетическое чувство логически опосредованной ступени познания определяет свойства и назначение познаваемого объекта при сравнении и установлении причинно-следственных связей;

– вербальное чувство лингвистически опосредованной ступени познания.

Таким образом, перцептивная модальность является непосредственным отражением объективной действительности различными органами чувств, при этом это не только физические ощущения, получаемые посредством пяти каналов восприятия (зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния), т.е. сенсорная горизонталь, но и их предшественники, сопровождающие процесс познания, образующие сенсорную вертикаль. Перцептивная система человека полимодальна по своему составу и представлена последовательностью сенсомоторного, символьного, логического и лингвистического этапов процесса получения, обработки и передачи информации. Так как этот комплекс обеспечивается различными ассоциативными включениями, которые способны к согласованию, замещению и переносу функций, это открывает неограниченные возможности для развития и коррекции.

Как всякая иерархическая организация, сенсорная вертикаль подчиняется эволюционному принципу сохранения и развития предшествующих свойств в последующих. Например, в вербальных структурах присутствует интонация (речевые эмоции). Поэтому следует заметить, что различные модальности могут являться также средством формирования и интонационной выразительности.

А.А.Бодалев [1995] говорит о том, что достижение положительного результата в общении, как правило, связано с адекватным чувственным отражением общающихся. При этом отрицательный результат в общении часто оказывается следствием неадекватного отражения внешней экспрессии общающихся, неправильной интерпретацией информации друг о друге. Несформированность интонационной стороны речи также может приводить к непониманию в общении, следствием чего может являться нарушение коммуникативной деятельности, поскольку нарушаются основные функции интонации: эмоционально-экспрессивная, фонетическая, синтаксическая, смыслоразличительная, экспрессивная. В итоге на первый план в восприятии человека выступают те качества, которые в данный момент являются наиболее значительными и наиболее информативными. Такой способностью обладают невербальные средства общения личности, которые можно отнести к сенсорно-перцептивным способностям человека . Под сенсорно-перцептивными способностями понимаются индивидуально-психологические особенности личности, проявляющиеся в качественных характеристиках восприятия различных свойств предметов, объектов и явлений. К таким способностям относятся чувства сенсорной горизонтали и чувства сенсорной вертикали (Г.А. Ванюхина).

Таким образом, различные модальности восприятия являются составляющими процесса вербального и невербального общения; в то же время вербальное общение невозможно без интонационного оформления связных высказываний. Помимо этого, модальности восприятия подвержены возрастным и личностным изменениям и являются динамичной сенсорно-перцептивной системой, напрямую связанной с восприятием человеком окружающего мира, невозможным без интонационного компонента речи. Активизация различных видов восприятия, выделение ведущей перцептивной модальности помогает оптимально развить интонационною сторону речи либо скоррегировать ее недостатки, т.е. позволяет не только достичь нормативных показателей развития, но и добиться максимально успеха в развитии интонационной выразительности речи.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Диагностика состояния агрессии
Термин "агрессия" чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном "очищении" от целого ряда наслоений и отдельных смыслов. Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реак ...

Вокальное воспитание в хоре. Понятие вокально-хоровых навыков
Вокальное воспитание в хоре — важнейшая часть всей хоровой работы с детьми. Основное условие правильной постановки вокального воспитания — подготовленность руководителя для занятий пением с младшими школьниками. Идеальным вариантом становится тот случай, когда хормейстер обладает красивым голосом. ...

Особенности и условия нравственного воспитания в младшем школьном возрасте
Рассмотрев характеристики нравственного воспитания и младшего школьного возраста, перейдем непосредственно к особенностям морального воспитания учащихся начальной школы. Большая часть детей приходит в 1 класс из детского сада, где ребята получают достаточный запас нравственных представлений и привы ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru