Новая педагогика » Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве » Способы эффективного взаимодействия учителей и учащихся в образовательной среде школы

Способы эффективного взаимодействия учителей и учащихся в образовательной среде школы

Страница 1

В каждой школе работает много учителей, которые, даже принимая общую концептуальную установку на максимальное развитие личности ребенка обучающегося по развивающей системе обучения, реализуют ее по-своему, более или менее адекватно ее содержанию.

Так, для смягчения жесткой установки школы учитель обращается к активным игровым формам работы детей на уроке, причем, чтобы не выйти за принятые «дисциплинарные» рамки, он проводит их как довольно регламентированные мероприятия. И такой ход оказывается весьма эффективным, поскольку уставшие от строгой формы ведения уроков в развивающем обучении, ученики с готовностью и удовольствием включаются в любые более свободные виды учебной работы, приносящие хороший результат. Или другой пример: в школе, работающей по концепции с явной интеллектуалисткой подоплекой, учитель литературы организует эмоциональные уроки – концерты, на которые приглашает артистов для художественного чтения изучаемых классических произведений, сопровождаемого очень живыми историческими и этнографическими пояснениями, рассказом о соответствующих времени костюмах (в них и являются артисты), хорошей музыкой.

В то же время ряд учителей стараются совместить в одном уроке эти разные типы, разделив урок на части. Например, после повторения, объяснения, проверки и оценивания дается «дополнительный развивающий материал» и организуется подобие коллективного обсуждения. В принципе, возможно довольно удачное взаимодополнение разных педагогических систем, особенно в том случае, когда элементы одной системы становятся необходимыми условиями реализации другой.

Школьники в развивающей образовательной среде демонстрируют более высокий уровень развития теоретического мышления, обеспечиваемого именно в результате учебной работы, при равном исходном интеллектуальном уровне (IQ) или даже при более низких его значениях, чем учащиеся в репродуктивной образовательной среде.

Существенным развивающим фактором образовательной среды является направленность «на детей». В такой школе ребенок развивается двояко: как направленность на психическое, в основном умственное, развитие (интеллектуалистская) и как направленность на личностное благополучие ребенка (гуманистическая). В этом случае прирост умственного развития детей может достигаться в обоих случаях. В первом случае он обеспечивается за счет прямого развивающего воздействия особой организации процесса учебной деятельности детей. Во втором – за счет создания эмоциональных и мотивационных условий, способствующих личностному росту учащихся, который, в свою очередь, обеспечивает втягивание в развивающую ситуацию их интеллектуальных сил.

Конечно, при всей склонности к определенному психолого-педагогическому типу учителя ведут себя не одинаково: у одних и тех же учителей наблюдаются существенно различные количественные данные по одним и тем же параметрам на разных уроках. Эти различия чаще всего определяются основными целями урока («проверка выполнения заданий», или «отработка навыков», или «погружение в новую тему» и т.д.). Учитель использует широкую и разноплановую палитру психолого-педагогических средств, а с другой стороны, образуется как бы симптомокомплекс развивающего урока, включающий такие параметры, как «постановка проблемы», «задание проблемных вопросов», «дискуссия», «шутки», «лирические отступления».

Учителя современной школы, действительно любящие детей, могут достигать хороших результатов в развитии, в том числе и слабых учащихся, создавая комфортную атмосферу доброжелательности и доверия к умственным и личностным потенциям учеников.

Эффективным способом реализации данной направленности является организация равноправного взаимодействия учителя и учащихся. Именно при условии такого взаимодействия и взаимопонимания проявляется развивающая сущность урока и выражается его «душа».

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников
Младший школьный возраст не всегда являлся особым этапом развития ребенка. Было время, когда дети не посещали школы и развивались в существенно других условиях жизни. Вспомним некрасовского «Мужичка с ноготок». Ребенок в возрасте, когда «шестой миновал», везет дрова из леса, уверенно управляя лошад ...

Формирование коммуникативных качеств личности
Задачей педагога, формирующего ком­муникативную культуру, является установ­ление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, со­здание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивос­ти и вместе с тем инициативности. Для до­стижения этого, на наш ...

Природа и духовное начало русских и украинских народных воспитательных традиций
Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, является природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия. Природа - один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа имеет огромну ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru