Педагогика и воспитание » Влияние занятий туризмом на физическое состояние подростков 13-14 лет » Особенности функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем подростков 13 - 14 лет

Особенности функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем подростков 13 - 14 лет

Страница 2

Частота пульса и артериальное давление крови. Для характеристики работы сердечно-сосудистой системы чаще всего используются показатели пульса и артериального давления. К подростковому возрасту показатель пульса снижается до 80 уд/мин, а у юношей становится таким же, как у взрослых, - 72-75 уд/мин.

Таблица 2. Возрастные показатели кровяного давления (в мм рт. ст.)

Возраст

Систолическое давление

Диастолическое давление

13-14 лет

106

64

Частота и глубина дыхания. Дыхательный акт, состоящий из вдоха и выдоха, имеет две основные характеристики - частоту и глубину. Частота - это количество дыхательных актов в минуту.

Так, у подростка 13-14 лет частота дыхания составляет обычно около 18-20 циклов. Прямо противоположную тенденцию возрастных изменений демонстрирует дыхательный объем, т.е. мера глубины дыхания. Он представляет собой среднее количество воздуха, которое поступает в легкие за каждый дыхательный цикл.

Если человек выполняет любую физическую нагрузку, ему требуется дополнительное количество кислорода, соответственно увеличивается минутный объем дыхания. У подростков увеличение минутного объема осуществляется главным образом за счет дыхательного объема, который может увеличиться в несколько раз, а частота дыхания обычно не превышает 50-60 циклов в минуту. Считается, что такой тип реакции системы дыхания более экономичен. По различным критериям эффективность и экономичность внешнего дыхания с возрастом существенно увеличивается. При этом дыхание юношей, как правило, организовано более эффективно, чем у девушек.

При выполнении циклической нагрузки ритм дыхания обычно "подстраивается" под ритм сокращения скелетных мышц - это облегчает работу дыхания и делает ее более эффективной. У детей усвоение ритма движений дыхательной мускулатурой происходит инстинктивно без вмешательства сознания, однако учитель может помочь ребенку, что способствует быстрейшей адаптации к такого рода нагрузке.

При выполнении силовой и статической нагрузки наблюдается так называемый феномен Линдгардта - задержка дыхания во время натуживания с последующим увеличением частоты и глубины дыхания после снятия нагрузки. Не рекомендуется использовать тяжелые силовые и статические нагрузки в тренировке и физическом воспитании детей до 13-14 лет, в том числе и по причине незрелости системы дыхания.

Жизненная емкость легких. Суммарная величина резервного объема вдоха, дыхательного объема и резервного объема выдоха составляет жизненную емкость легких (ЖЕЛ) - один из наиболее важных показателей состояния системы дыхания. Для ее измерения используются разнообразной конструкции спирометры, в которые необходимо сделать максимально глубокий выдох после максимально глубокого вдоха - это и будет ЖЕЛ. ЖЕЛ зависит от размеров тела, а потому и от возраста, а также весьма существенно зависит от функционального состояния и физической тренированности организма человека. Величина ЖЕЛ существенно различается у подростков разного телосложения: у брахиморфных типов она сравнительно мала, а у долихоморфных - очень велика. Принято использовать ЖЕЛ в качестве одного из показателей физического развития детей школьного возраста, а также призывников.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Психологический аспект
Анализируя роль И. Песталоцци, П.Ф. Каптерев утверждает, что "Песталоцци понимал все обучение, как дело творчества самого учащегося, все знания как развитие деятельности изнутри, как акты самодеятельности, саморазвития". Однако в то же время, согласно П.Ф. Каптереву, "…преувеличение ...

Упражнения для подготовки ролевой игры
Существует множество типов упражнений для подготовки ролевой игры. Учитель может выбрать наиболее подходящий для своего класса в зависимости от опыта учащихся. Для неуверенных в себе учеников можно использовать «разогревающее» пантомимического характера упражнения для того, чтобы ученики могли почу ...

Современный подход к проблеме развития игровой деятельности у детей с умственной отсталостью
У детей с умственной отсталостью игровая деятельность в дошкольном возрасте развивается крайне медленно и без специального обучения остаётся на уровне манипуляций с игрушками. Большинство действий с игрушками, выполняемых детьми этой категории, отличаются однообразием и, как правило, не имеют игров ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru