Педагогика и воспитание » Социально-педагогическое сопровождение повышения педагогической культуры родителей старших дошкольников » Педагогическая культура родителей как объект научного исследования

Педагогическая культура родителей как объект научного исследования

Страница 3

На основе сущностного анализа понятия «педагогическая культура» выделяют следующие уровни:

реликтовый - включает в себя педагогические установки, нормы, способы и формы педагогического процесса, вызванные к жизни предшествующей эпохой. Это продукт традиционной культуры и основывается на том, что воспитание идет «по памяти» (реликто – память), т.е. посредством проигрывания сценария собственного детства на своих детях. Реликтовый уровень реализуется, прежде всего, деятельностью непрофессиональных педагогов: родители, бабушки, дедушки, няни, тетушки, «улица» и т.п.;

- актуальный - обеспечивает реальное функционирование педагогического пространства, выстроенной по требованиям актуального социального заказа, где содержание, форма и структура отвечают принципу «здесь и теперь». Это педагогические преобразования внутри системы, выдерживающие жесткие нормы, требования, правила на предмет «чему учить» и «как учить» в конкретных условиях. Это уровень функционирования образования. Его реализует широкая организованная, профессиональная педагогическая практика, т.е. система дошкольных, школьных, средних и высших профессиональных учреждений, а так же система дополнительного образования. Таким образом, субъектами актуального уровня в первую очередь является государство;

- потенциальный - содержит педагогические программы, обращенные в будущее. Это собственно педагогическая инноватика, цели которой – подготовка образовательной системы к требованиям завтрашнего дня. Часто эти программы не оцениваются по достоинству современниками, которые не могут увидеть этого «завтра» или в силу своего функционала не приветствуют принципиальных нововведений, так как они не соответствуют актуальным нормам. Когда общество статично, этот уровень педагогической культуры развивается в жестких условиях непринятия. Однако именно он обеспечивает эволюцию культуры и культурогенезную функцию образования. В динамичном обществе его представители становятся генераторами и исполнителями необходимых конструктивных преобразований. Потенциальный уровень педагогической культуры обеспечивает режим развития образовательной системы. Он представлен, прежде всего, деятельностью личностей новаторского склада как ученых, так и практиков и включением общества в решении проблем образования .

Таким образом, педагогическая культура сложный исторически сложившийся феномен, отражающий ценностные ориентиры, мастерство и талант педагога. Однако педагогическая культура родителей в науке рассматривается несколько по-иному.

В исследованиях В.Г. Бочаровой, И.В. Гребенникова, Т.В. Лодкиной, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Н.Е. Щурковой показано, что специально организованное психолого-педагогическое просвещение выступает важнейшим средством повышения психолого-педагогической культуры родителей .

К настоящему времени осуществлен ряд диссертационных исследований, в которых изучается проблема психолого-педагогического просвещения родителей, рассматривается достаточно широкий круг проблем взаимодействия семьи и школы. (Е.Г.Вержбицкая, Т.Н. Касимова Р.Д. Мубинова, Е.В.Попова, Н.П.Рассказова, Е.Л. Тихомирова, И.А.Хоменко).

Однако единого определения данного понятия в научной литературе нет. Л.И. Маленкова определяет педагогическую культуру родителей как умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, создавать определенный стиль и тон отношений.

В.В. Чечет, под педагогической культурой родителей понимает педагогическую подготовленность и зрелость их как воспитателей, которая дает реальные положительные результаты в процессе семейного и общественного воспитания детей. По его мнению, это составная часть общей культуры родителей, в которой заложен опыт воспитания детей в семье, приобретенный разными категориями родителей непосредственно в своей стране, других странах, а также взятый из народной семейной педагогики. Такой точки зрения будем придерживаться и мы. Данное определение позволяет выделить следующие основные компоненты педагогической культуры:

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Пути и способы решения проблем
Музыкальная педагогика - область и сама по себе достаточно широкая, включающая в себя преподавание игры на инструменте, истории и теории музыки и всего того, что входит в программы музыкального обучения и воспитания. Поэтому необходимо сделать учебный процесс настолько интересным, чтобы ребенок пос ...

Формы взаимодействия педагогов и родителей
Взаимодействие педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Процесс сотворчества семьи и учреждения образования, его особенности определяются прежде всего типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива. В п ...

Клинико-психологическая характеристика детей с нарушениями зрения
Международная классификация нарушений зрения основана на оценке двух зрительных сенсорных функций: остроты зрения и поля зрения. Определяя зрительное нарушение, одновременно определяют и круг лиц, нуждающихся в специальном образовании. Зрительное нарушение — это острота зрения менее 0,3 на лучший г ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru