Новая педагогика » Межпредметные связи физики и музыки » Проблема разработки МПС в психолого–педагогической литературе

Проблема разработки МПС в психолого–педагогической литературе

Истоки идеи МПС можно найти в трудах Яна Амоса Каменского, который считал изолированное изучение взаимосвязанных явлений главной причиной непрочных знаний учащихся. В « Великой дидактике» он писал: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.»

И. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистерверг также понимали значение связи между учебными предметами как усвоение системных и прочных знаний.

В России идея МПС получила широкое отражение в 19-20 веках. Этой проблемой занимались такие люди как В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский.

Ушинский сделал попытку обосновать необходимость осуществления МПС с психолого-педагогической точки зрения. Рассматривая различные виды ассоциативных взаимосвязей (по противоположности, сходству, времени, единству места и др.) он полагал, что без данных взаимосвязей у учащихся не может быть системных и целостных знаний. Он писал: «При распределении предметов преподавания в общеобразовательных заведениях должно иметь в виду не науки в их отдельности, а душу учащегося в системе её ценностей, её органическое, постепенное и всесторонние развитие. Не науки должны схоластически укладываться в голове ученика, а знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь.»

Большой вклад в изучение МПС сделала Н. К. Крупская. Она требовала, чтобы идеи взаимосвязанного преподавания учебных дисциплин находили продуманное отражение в учебных программах. Крупская на конкретных примерах раскрыла действие МПС, подчёркивая, что они стимулируют познавательную деятельность, содействуют всестороннему развитию учащихся, расширяют кругозор в различных областях науки, формируют у школьников диалектический подход к пониманию явлений природы и обществу. Она считала, что основы наук, изучаемые в школе, должны быть тесным образом связаны между собой.

В западных странах, таких как Англия, Франция, США, осуществление мпс проводили за счёт слияния нескольких учебных дисциплин в единую, объясняя это возникновением новых отраслей наук, таких как астрофизика, биохимия, физическая химия и т.п.

Данная концепция не давала положительных результатов, т.к. преподаватели интегрированных дисциплин не могли изложить материал каждой составляющей части в достаточно полной мере, всегда присутствовало преобладание знания какого-либо одного предмета над другим.

Психологической основой МПС является учение психолога Ю.А. Самарина об ассоциативном мышлении. Исследуя ассоциативную природу умственной деятельности в зависимости от характера объединения ассоциаций в системы соответствующего уровня И. М. Сеченов и И.П. Павлов доказали, что в основе чувственной реальности лежат временные нервные связи, возникающие в коре больших полушарий под непосредственным влиянием предмета действительности или словесных раздражителей на органы чувств. Образование самых элементарных ассоциаций – это «момент рождения мысли», начало знаний. Таким образом всякое знание есть ассоциация, или физиологическая временная связь, система знаний – это система ассоциаций или временных связей.

Локальная ассоциация – это простейшая нервная связь, образующая элементарные знания о предмете или явлении.

Частносистемные ассоциации –это простейшие системные ассоциации, которые образуются при изучении отдельной темы или какого-либо предмета, явления.

Внутрисистемные ассоциации представляют собой высокий уровень систем ассоциаций, при которых происходит более сложный процесс мышления учащихся.


Другое по теме:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru