Педагогика и воспитание » Профессиональная пригодность умственно отсталых детей » Исследование умственно отсталых школьников к профессиональной деятельности

Исследование умственно отсталых школьников к профессиональной деятельности

Страница 2

Остальные адекватно оценили свои умения и навыки и выбрали специальности, которыми их обучают в школе. У них, высокий уровень притязаний вступает в противоречие с уже ставшей адекватной оценкой собственных возможностей. Также надо отметить, что ни один ученик на вопрос "Кем я мог бы работать?" не дописал в пустой графе свой вариант.У учащихся диапазон интересов охватывает известные им профессии или те, о которых они имеют более конкретное представление. В основном это профессии материального производства, сферы обслуживания. Но и в этой группе только 14% тех, кто выбирал будущую профессию, исходя из приобретенных знаний, умений и навыков. Одна из трудностей приспособления школьников к жизни заключается: в несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают, их притязаниям. В подобном случае можно говорить о неадекватности этих личностных качеств действительному положению вещей. Как правило, учащиеся с завышенной самооценкой имеют и завышенный, неадекватный своим возможностям уровень притязаний, что сказывается на выборе будущей профессии.

Слабоуспевающий подросток, как показали проведенные исследования, в ряде случаев считает себя намного сильнее, чем это есть на самом деле, и у него возникает негативное отношение к заниженным, с его точки зрения, заданиям. У части хорошо успевающих школьников наблюдается обратное явление, если они не уверены в своих силах, то иногда робеют перед любыми трудностями. Если говорить об уровне притязаний, касающихся будущей профессии, то исследования показали, что у подавляющего большинства школьников среднего звена мечты о будущей профессии не основываются на реальных возможностях, дети уверены, что они могут многое, даже с уже имеющимся запасом знаний и умений. Одна из причин этого - отсутствие работы по профессиональной ориентации среди учащихся среднего звена вспомогательной школы. Их знания о различных специальностях ограничены и часто случайны. Анализируя результаты, полученные с помощью индивидуальных бесед и примененных методик можно сказать, что у школьников сохраняется достаточно высокий уровень притязаний, но самооценка более приближена к адекватной, что порождает противоречие между желаниями и возможностями, и как следствие, сомнения в своих силах. Делается вывод о том, что профессиональные интересы школьников с умственной отсталостью односторонние, недостаточно развит круг профессий, избираемый испытуемыми, ограничивается теми профессиями, с которыми их знакомят на уроках, рассказывали родители, наиболее доступные им. Многие испытуемые не строят определенных планов на будущее, в отличие от нормально развивающихся сверстников, которые положительно оценивают свои возможности в выбираемой ими профессии.

На этом этапе особую важность приобретает профессиональная консультация и индивидуальный подход со стороны учителя труда. Занятия по трудовому обучению способствуют выработке правильной самооценки и определяют, в известной мере, уровень притязаний умственно отсталых детей. В результате бесед с педагогами и школьников установлено, что на характер трудоустройства и обучения после школы в определенной мере оказывают влияние семейные традиции, профессии родителей. Некоторые родители неправильно оценивают возможности и способности своих детей и, соответственно, ориентируют их на недоступную деятельность или на другие профессии, не вполне соответствующие специальным способностям ребенка. Подводя итог данного раздела, можно сказать, что с возрастом профессиональные предпочтения умственно отсталых учащихся становятся более адекватными. Несколько чаще происходит совпадение профессионального интереса с выбором специальности, что связано с проведением целенаправленной работы по профессиональной ориентации.

Но формирование профессионального самоопределения является достаточно долговременным процессом, поэтому направленную работу следует начинать одновременно с началом трудового обучения, не ограничиваясь только формированием умений и навыков. Только тогда умственно отсталый ребенок, опираясь на помощь взрослого, сможет выбрать для себя профессию, отвечающую его интересам и адекватную его возможностям.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Обзор курса информатики для старшеклассников
Информатика в настоящее время - одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развив ...

Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников
Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к понятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали ...

Возможности учебников по литературному чтению и русскому языку для знакомства школьников с семантикой слов-наименований лица по профессии роду занятий
Отбор содержания курса второго года обучения, принципов и методов его изучения обусловлен, как и в предыдущих классах, целями и задачами начального курса русского языка и подходами к его изучению. Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей: 1) развитие речи, мышления, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru