Педагогика и воспитание » Профессиональная пригодность умственно отсталых детей » Исследование умственно отсталых школьников к профессиональной деятельности

Исследование умственно отсталых школьников к профессиональной деятельности

Страница 2

Остальные адекватно оценили свои умения и навыки и выбрали специальности, которыми их обучают в школе. У них, высокий уровень притязаний вступает в противоречие с уже ставшей адекватной оценкой собственных возможностей. Также надо отметить, что ни один ученик на вопрос "Кем я мог бы работать?" не дописал в пустой графе свой вариант.У учащихся диапазон интересов охватывает известные им профессии или те, о которых они имеют более конкретное представление. В основном это профессии материального производства, сферы обслуживания. Но и в этой группе только 14% тех, кто выбирал будущую профессию, исходя из приобретенных знаний, умений и навыков. Одна из трудностей приспособления школьников к жизни заключается: в несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают, их притязаниям. В подобном случае можно говорить о неадекватности этих личностных качеств действительному положению вещей. Как правило, учащиеся с завышенной самооценкой имеют и завышенный, неадекватный своим возможностям уровень притязаний, что сказывается на выборе будущей профессии.

Слабоуспевающий подросток, как показали проведенные исследования, в ряде случаев считает себя намного сильнее, чем это есть на самом деле, и у него возникает негативное отношение к заниженным, с его точки зрения, заданиям. У части хорошо успевающих школьников наблюдается обратное явление, если они не уверены в своих силах, то иногда робеют перед любыми трудностями. Если говорить об уровне притязаний, касающихся будущей профессии, то исследования показали, что у подавляющего большинства школьников среднего звена мечты о будущей профессии не основываются на реальных возможностях, дети уверены, что они могут многое, даже с уже имеющимся запасом знаний и умений. Одна из причин этого - отсутствие работы по профессиональной ориентации среди учащихся среднего звена вспомогательной школы. Их знания о различных специальностях ограничены и часто случайны. Анализируя результаты, полученные с помощью индивидуальных бесед и примененных методик можно сказать, что у школьников сохраняется достаточно высокий уровень притязаний, но самооценка более приближена к адекватной, что порождает противоречие между желаниями и возможностями, и как следствие, сомнения в своих силах. Делается вывод о том, что профессиональные интересы школьников с умственной отсталостью односторонние, недостаточно развит круг профессий, избираемый испытуемыми, ограничивается теми профессиями, с которыми их знакомят на уроках, рассказывали родители, наиболее доступные им. Многие испытуемые не строят определенных планов на будущее, в отличие от нормально развивающихся сверстников, которые положительно оценивают свои возможности в выбираемой ими профессии.

На этом этапе особую важность приобретает профессиональная консультация и индивидуальный подход со стороны учителя труда. Занятия по трудовому обучению способствуют выработке правильной самооценки и определяют, в известной мере, уровень притязаний умственно отсталых детей. В результате бесед с педагогами и школьников установлено, что на характер трудоустройства и обучения после школы в определенной мере оказывают влияние семейные традиции, профессии родителей. Некоторые родители неправильно оценивают возможности и способности своих детей и, соответственно, ориентируют их на недоступную деятельность или на другие профессии, не вполне соответствующие специальным способностям ребенка. Подводя итог данного раздела, можно сказать, что с возрастом профессиональные предпочтения умственно отсталых учащихся становятся более адекватными. Несколько чаще происходит совпадение профессионального интереса с выбором специальности, что связано с проведением целенаправленной работы по профессиональной ориентации.

Но формирование профессионального самоопределения является достаточно долговременным процессом, поэтому направленную работу следует начинать одновременно с началом трудового обучения, не ограничиваясь только формированием умений и навыков. Только тогда умственно отсталый ребенок, опираясь на помощь взрослого, сможет выбрать для себя профессию, отвечающую его интересам и адекватную его возможностям.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Роль устной речи в обучении английскому языку
Как уже говорилось, для иностранного языка как учебного предмета характерна сложная структура, в которой выделяют язык (как определенная система знаков) и речь, представляющая собой реализованные и реализуемые единицы языка во множестве разнообразных ситуаций общения. Поэтому, чтобы овладеть сложно ...

Особенности обучения двигательным действиям детей младшего школьного возраста
По мере созревания опорно-двигательного аппарата и центральных механизмов регуляции способность к овладению новыми движениями возрастает. Дети младшего школьного возраста сравнительно быстро адаптируются к возникающим двигательным ситуациям, требующим принятия быстрого решения и исполнения. Скорост ...

Отделка костюма вышивкой
Для отделки платья будет использоваться вышивка лентами. Сначала необходимо продумать и зарисовать на бумаге предполагаемый мотив вышивки. Затем, следуя инстукционно-технологической карте по изготовлению розы, приступить к отделке. В процессе работы возможны отклонения от задуманного изначально рис ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru