Новая педагогика » Использование наглядных средств обучения на уроках истории » Дидактическое обоснование наглядности

Дидактическое обоснование наглядности

Страница 2

Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления. Это правило относится не только к средним и старшим, но и к начальным классам.

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности, при всем их многообразии, составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое ведут учащиеся, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов.

Например, на уроке «Быт каменного века» учитель говорит: «Это кремневый нож. Рассмотрите ее внимательно. Каковы физические свойства этого предмета?» - «Кремневый нож - заострённый камень, светло-серого цвета», - отвечает ученик. «Смотрите, каким образом он заострён», -обращается к классу учитель, показывая на лезвие. - «Он заострён другим камнем», - отмечают школьники.

При другой форме сочетания, резко отличающейся от только что описанной, сведения о предметах и процессах учащиеся получают из словесных сообщений учителя, а наглядные средства служат для подтверждения или конкретизации словесных сообщений. В этом случае, на уроке, посвященном той же теме («Каменный век»), учитель сам рассказывает о физических свойствах материальной культуры и показывает эти свойства.

Первая из упомянутых форм сочетания является более эффективной не только для усвоения знаний, но и для развития наблюдательности школьников. Превосходство первой формы сказывается особенно резко тогда, когда должен быть осуществлен тонкий анализ объекта, например, при изучении внутреннего строения листа. Поскольку применение другой формы сочетания требует меньше времени, можно прибегать к ней, когда производится сравнительно «грубый» анализ объектов.

Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Роль внеклассной работы в формировании математических знаний
Учителю математики в своей практической деятельности приходится выполнять различные виды деятельности, среди которых центральное место принадлежит деятельности, направленной на развитие математических способностей и привития интереса к математике. Дополнительными возможностями для осуществления так ...

Авторский комплекс упражнений для работы с текстом при подготовке к пересказу и его реализация на уроке английского языка
Для изучения возможностей пересказа как способа развития речевых умений старшеклассников в процессе практического исследования нами был разработан комплекс упражнений. Апробация комплекса осуществлялась на протяжении восьми уроков с использованием четырех текстов, включенных в УМК В.П. Кузовлева. П ...

Детский сад А.С. Симонович
Самым первым в России "детским садом" было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович (1840-1933), которое она открыла вместе с мужем в 1866 году в Петербурге. Заведение принимало в себя детей 3-8 лет, "сад" был платным. Аделаида Симонович стала первой в России "с ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru