Педагогика и воспитание » Лингвометодические основы работы над агентивной лексикой, называющей лицо по профессии и роду занятий в начальной школе » Принципы отбора тематических групп для обогащения словаря учащихся

Принципы отбора тематических групп для обогащения словаря учащихся

Страница 2

При определении тематических групп (идеографических тем) для организации работы по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка в У-1Х классах через обращение к словарям необходимо исходить из «социального заказа» общества о воспитании подрастающего поколения, обладающего «всесторонне развитыми способностями». В соответствии с этим положением первым принципом отбора тематических групп слов является социально-коммуникативный.

Межпредметный материал - богатый источник для пополнения содержания работы по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка. Отсюда выделяется межпредметно-коммуникативный принцип отбора тематических групп слов для работы по обогащению словарного запаса школьников.

В соответствии с указанными принципами актуальными оказываются следующие тематические (идеографические) группы слов: общественно-политическая лексика, морально-этическая, спортивная, лексика гигиены и здравоохранения, искусства и культуры, военная лексика (оборона Отечества), лексика права, труда.

Каждая тематическая группа охватывает огромное число слов. Их минимизация для обогащения словарного запаса учащихся опирается на несколько принципов:

Частотный принцип (отбирается лексика, частотно употребляемая в текстах разных стилей).

Коммуникативный принцип (отбирается лексика, сопряженная с подготовкой к жизни учащихся).

Системный принцип (обязывает включать в словник лексико - семантический группы доминанты синонимического, гипонимического и деривационного (словообразовательного) рядов слов, а также антонимов, помещенных в словник).

Стилистический принцип (обеспечивает включение в словник слов, выражающих отношение к предмету и отношение к слову, т.е. эмоционально окрашенных и стилистически окрашенных слов).

Из каждой смысловой группы, охватывающей огромное число слов, отбирается минимум общеупотребительных слов, составляющий основу этой группы. Минимумы слов могут количественно отличаться друг от друга. Минимум слов по каждой смысловой группе может быть уточнен в результате изучения того запаса слов, каким они фактически владеют. Следовательно, учебный словарь по смысловой теме составит разницу между отобранными общеупотребительными словами и фактическим запасом слов данной тематической группы, которыми учащиеся определенного возраста владеют.

Отбор лексико-семантических групп происходит на иных основаниях. Прежде всего, учитывается членение знаменательных частей речи на семантические классы; из них отбираются такие, лексика которых достаточно часто употребляется в разных устных и письменных высказываниях. Этому принципу соответствуют, например, следующие лексико-семантические группы прилагательных: прилагательные, обозначающие признаки, воспринимаемые разными органами чувств (цветообозначения, вкусовые, звуковые и др.); оценочные прилагательные; прилагательные, обозначающие величины (время, место, пространство); прилагательные со значением формы предметов. Среди глаголов наиболее актуальны следующие лексико-семантические группы: глаголы движения, мышления, говорения, нахождения, состояния.

Лексико-семантические группы состоят либо из закрытой системы (названия месяцев), либо из открытой (глаголы движения), либо совмещают в себе оба эти признака (цветовые прилагательные, имеется семь слов для обозначения основных цветов спектра). В соответствии с этим при отборе минимума слов по каждой лексико-семантической группе необходимо, помимо употребительности и частотности слов, учитывать закрытость лексической системы, а также возможность выражения словами отношения и к предмету, и к слову.

Синонимические ряды слов входят либо в смысловые (тематические), либо в лексико-семантические группы. Отбирать их, поэтому необходимо по соответствующим принципам. Отобранные группы слов распределяются по классам с учетом программы по языку и по развитию связной речи, и реализуется это распределение в учебном процессе. В будущем необходимо эти группы включить в программу, а их лексический состав следует отразить в текстах упражнений учебника.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Средства формирования познавательного интереса на уроках технологии
Основываясь на опыте учителей технологии, полученном при анализе методической литературы, мы делаем вывод, что учителя-практики более других выделяют следующие методы и методические приёмы формирования познавательного интереса на уроках технологии: рассмотрение достижений и перспектив развития наук ...

Основные правила вычисления вероятностей
Приведем основные правила, позволяющие определить вероятность появления сложного события, состоящего из более простых событий, вероятность которых нам известна. 1.Вероятность достоверного события равна единице: P(E)=1. 2. Вероятность суммы несовместных событий равна сумме их вероятностей. Р(А1+ А2+ ...

Особенности взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал материнской шко ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru