Новая педагогика » Реализация вариативного подхода при изучении темы "Соли аммония" на уроках химии » Вариативный подход в обучении химии

Вариативный подход в обучении химии

Страница 1

Разработка учебных курсов вариативного компонента учебного плана, как и любого учебного предмета, предполагает определение его содержания и структуры. Для решения этой задачи, прежде всего, необходимо выявить систему положений, определяющих роль оснований, учет которых позволит отобрать учебный материал курса.

Процедура отбора содержания образования представляет собой установление соотношений деятельностей, извлекаемых из социального опыта, и функций, к выполнению которых надо готовить учащихся, системы ценностей, которую предстоит освоить.

Считаем, что в условиях вариативности образовательного процесса на первый план выходят принципы, отражающие сущность профильного обучения: принцип интегративности; принцип продуктивности обучения; принцип вариативности; принцип единства содержательного и процессуального компонента обучения, а также принципы комплексности, непрерывности и преемственности, согласованности и профильной направленности.

Принцип интегративности заключается во взаимосвязанном получении учениками профильных классов подготовки по профильному предмету и прикладному курсу.

Принцип вариативности направлен на обеспечение уровневой дифференциации содержания обучения, а также создание условий обучаемым для индивидуального темпа продвижения по различным программам учебных курсов. Принцип вариативности при обучении прикладным курсам вариативного компонента обеспечивает не только уровневую дифференциацию, но и профильную. Так как прикладной курс вариативного компонента представляет собой блок информации, обустроенный методическим обеспечением, то он выполняет функции управления учебным процессом и предполагает использование системы всевозможных форм, методов и средств обучения, их целесообразный выбор и оптимальное сочетание.

Принцип непрерывности и преемственности характеризуется стремлением создать у учащихся профильных классов необходимую базу для продолжения образования в специальном среднем или высшем учебном заведении. Таким образом, в выбранном учебном заведении на основе содержания учебных предметов будет строиться не только обучение соответствующим дисциплинам, но профессионально-ориетированная подготовка обучающихся.

Принцип комплексности предполагает выделение основных комплексов знаний и умений по предмету, соответствующих выбранным учебным курсам вариативного компонента.

Принцип согласованности означает необходимость четкого соответствия занятий прикладного курса и уроков по предметам по содержанию и времени изучения. Это необходимо для того, чтобы ученик, получивший на занятиях прикладного курса первоначальные методические знания и умения, мог на ближайшем же уроке по предмету воспользоваться ими, выполняя роль проктора.

Принцип профильной направленности – системообразующий. Он взаимосвязан со всеми остальными принципами и управляет ими. Именно принцип профильной направленности определяет специфичность содержания прикладного курса непосредственно для классов данного профиля.

Принцип доступности определяется подготовленностью учащихся к восприятию содержания вариативного компонента. При этом учитываются связи данного содержания с уже имеющимися у учащихся знаниями и умениями по предмету, первоначальными знаниями по педагогике и психологии, а также его соответствие возрастным особенностям учащихся.

Частнометодические принципы связаны с дидактическими принципами и обусловлены как закономерностями обучения учебному предмету, так и особенностями рассматриваемой науки. Их происхождение связано со спецификой изучаемой науки, отражает ее логику и структуру, а также методы познания и их взаимосвязь. Частнометодические принципы регулируют как отбор содержания образования, так и процесс обучения. Например, в методике преподавания физики к таким принципам относятся принцип ступенчатого построения курса, цикличности, генерализации, гуманизации.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Использование метода проектов в современной школе и дошкольных учреждениях
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Е.С. Полат отмечает, что родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время идея метода проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается преж ...

Выявление навыков музыкального восприятия в образовательном процессе дошкольного учреждения
С целью выявления музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста на базе ДДУ №98 мною было проведено исследование. Дети были распределены в 2 группы: 1 группа – контрольная (которая занималась по программе детского сада) – 11детей; 2 группа – экспериментальная (с которой проводилась ...

Организация учебно – воспитательного процесса школьников посредством конструктивно – проектировочной деятельности педагога
Сложность и многоплановость педагогической деятельности, ее творческий характер не позволяют найти и применять един­ственно верный способ - принятие решения в каждой конкрет­ной педагогической ситуации. Это предопределяет необходимость прогнозирования педагогом предстоящей деятельности, необхо­димо ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru