Педагогика и воспитание » Практические методы на уроках окружающего мира как средство формирования мышления младших школьников

Практические методы на уроках окружающего мира как средство формирования мышления младших школьников

Главная цель образования - развитие ребенка во всех направлениях. На уроке естествознания основной целью является развитие ребенка через изучение природы, ее закономерностей. Изучение явлений природы невозможно представить без опыта и наблюдения. Они составляют важный этап познания явлений и свойств предметов в процессе изучения наук о природе.

Через наблюдение и опыт учащиеся познают свойства веществ и предметов, делая необходимые выводы, сравнивая, анализируя, обобщая. В свою очередь сравнение, анализ, обобщение и синтез являются основными мыслительными операциями. Все эти операции являются различными сторонами деятельности мышления. Таким образом, использование рассмотренных методических приемов способствует формированию правильных и полных представлений об объектах природы и умственному развитию младших школьников.

Многие ученые и педагоги подчеркивали необходимость и значимость использования наблюдений и экспериментов на уроках окружающего мира для развития общественного сознания учащихся. С материалистических позиций к пониманию процесса подошел К.Д. Ушинский. Это позволило ему правильно определить путь обучения: от конкретного к абстрактному, от представления к понятиям.

Основоположник русской методики преподавания А.Я. Герд высоко ценил наблюдение и эксперимент не только как достоверный источник знаний. Он дал ценные указания по организации и методике ведения практических методов. В утверждении наблюдения и эксперимента как важнейшего метода познания природы сыграли большую роль многие советские педагоги: К.П. Ягодовский, М.Н. Скаткин, П.А. Завитаев, Е.А. Валерьянова и др.

В современной методике обучения естествознанию эти методы выделяют Н.Ф. Виноградова, О.Г. Поглазова, Е.В. Чудинова и др., говоря о том, что на практике для выявления взаимосвязей в окружающем мире и формированию у детей знаний основных понятий ведущее место занимают практические методы.

Таким образом, данная проблема достаточно глубоко и полно изучена в педагогической науке и представлена в специальной литературе. Не смотря на достаточно глубокую изученность этой проблемы в литературе нет конкретных рекомендаций по организации систематических и целенаправленных занятий с использованием практических методов. Поэтому многие учителя отказываются от применения этих методов либо используют их лишь на некоторых уроках.

Проблема, решаемая в дипломной работе - отсутствие системы по организации практических методов на уроках окружающего мира по программе А.А. Плешакова.

Объектная область является методика преподавания окружающего мира.

Объектом исследования являются особенности формирования мышления младших школьников.

Предмет исследования - практические методы как средство формирования мышления младших школьников.

Цель данной работы: разработать систему занятий с использованием наблюдений и опытов на уроках окружающего мира.

Гипотеза заключается в том, что практические методы способствуют формированию мышления младших школьников на уроках окружающего мира, при условиях:

Если практические методы используются в комплексе и целенаправленно.

Если учитель в совершенстве владеет методикой организации и проведения наблюдений и опытов.

Если учитываются как возрастные, так и индивидуальные особенности детей.

Для достижения поставленной цели и для подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо реализовать ряд поставленных нами задач:

Проанализировать специальную литературу по заявленной теме.

Разработать систему уроков по организации наблюдений и опытов в первом классе по УМК А. Плешакова "Зеленый дом".

3. Подтвердить эффективность влияния практических методов на формирование мышления младших школьников на уроках окружающего мира.


Другое по теме:

Формирование основ нравственной культуры личности
Каждый поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морал ...

Особенности обучения двигательным действиям школьников
Для обучения в физическом воспитании наиболее специфичным и главным является активная двигательная деятельность учеников. Через нее проходит совершенствование физических и психических способностей ребенка. В органическом единстве с этим дети получают специальные знания о физическом воспитании. Обуч ...

Умственная отсталость и причины ее возникновения
Существует два комплекса причин, обусловливающих возникновение у детей отклонений в развитии — врожденные и приобретенные. Врожденные аномалии являются следствием различных вредных влияний на зародыш и развивающийся плод во внутриутробном периоде — интоксикации, травм, нарушений питания и т.п. Они ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru