Педагогика и воспитание » Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения

Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения

В настоящее время количество детей дошкольного и школьного возраста, имеющих различные нарушения зрения органического и функционального характера, возрастает с каждым годом (Е.С.Либман, О.В.Парамей, Е.В.Шахова и др.). Зрительные нарушения осложняют и изменяют процесс познания детьми окружающего мира, что в свою очередь сказывается на моторном, познавательном и речевом развитии детей, имеющих зрительную патологию.

Дети с нарушениями зрения нуждаются в специальных образовательных услугах, которые могут осуществляться в разных формах. Специальные (коррекционные) учреждения для детей с нарушенным зрением (детские сады, дошкольные группы, подготовительные классы, образовательные учреждения III и IV видов) обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе. Исследователи, занимающиеся изучением речи детей с нарушением зрения, отмечают тенденцию к увеличению числа детей с нарушением речевого развития, что объясняется причинами как биологического, так и социального характера (Л.С.Волкова, Н.С.Костючек, Н.А.Крылова). Так, если в конце прошлого века отклонения в развитии речи выявлялись только у 30% детей с нарушением зрения (В.К.Иванова, 1978), то в начале XXI века исследователи говорят о том, что практически 80% детей с проблемами зрения имеют нарушения речевого развития (Н.В.Жолудева, Н.Б.Цепина, 2006). Сочетание нарушения зрения и речи усложняет структуру дефекта и значительно снижает возможности полноценного развития детей, имеющих зрительно-речевой дефект, без специально организованного обучения. Актуальность темы данной работы обусловлена:

- социальной значимостью проблемы образования детей с нарушениями зрения и необходимостью их адаптации и социализации в современном обществе;

- недостаточной изученностью особенностей речевого развития детей с нарушением зрения;

- отсутствием научно обоснованной педагогической технологии преодоления нарушений речевого развития у детей с нарушением зрения;

- потребностью в практической организации дифференцированного обучения детей с нарушением зрения.

Актуальность исследования позволила обозначить проблему исследования, которая заключается в изучении особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, а также в теоретическом обосновании и разработке педагогической технологии преодоления нарушений речевого развития у данной категории детей.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать, апробировать и проверить эффективность предлагаемой логопедической технологии преодоления нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях логопедической группы. Объект исследования — речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Предмет исследования — процесс дифференцированной коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях логопедической группы.

Гипотеза исследования. Предполагается, что педагогическая технология преодоления нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях логопедической группы будет эффективна, если в нее включить:

- рациональную организацию комплексной помощи детям с сочетанным зрительно-речевым нарушением;

- личностно-деятельностный подход — ориентация на ребенка, учет выявленных нарушений речи и зрительного дефекта (составление индивидуальной программы на ребенка);

- координированную работу всех педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и речи;

- организацию эффективного взаимодействия с родителями детей с сочетанным зрительно-речевым нарушением.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1) проанализировать психолого-педагогическую, научную и методическую литературу и определить степень разработанности проблемы речевого развития детей с нарушением зрения;

2) провести обследование детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и детей с нормальным зрением для выявления особенностей речевого развития дошкольников нарушениями зрения;

3) научно обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность педагогической технологии преодоления нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях интегрированного обучения.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили:

- научные представления об особенности психического развития детей с недостатками зрения ( В.П.Ермаков, А.Г.Литвак, Е.М.Мастюкова, Л.И.Плаксина, Л.И.Солнцева, Е.А.Стребелева, Г.А.Якунин и др.);

- научные данные о специфике речевого развития детей с нарушением зрения (Л.С.Волкова, О.И.Криницкая, И.В.Новичкова, Л.И.Плаксина, Л.И.Солнцева, В.А.Феоктистова и др.);

- методическая концепция оказания своевременной логопедической помощи детям дошкольного возраста с нарушениями зрения (Л.С.Волкова, Н.В.Жолудева, В.К.Иванова, И.А.Космачева, О.И.Криницкая, Л.В.Лукашова, В.Л.Нападовская, И.В.Новичкова, А.В.Соболева, Н.Б.Цепина и др.);

- — основные методические указания к коррекционно-логопедическому процессу по преодолению общего недоразвития речи (Л.С.Волкова, Т.В.Туманова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Г.Р.Шашкина и др.).

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

- теоретические: анализ психолого-педагогической, научной и методической литературы по проблеме исследования;

- эмпирические: изучение и анализ анамнестических сведений, медицинской документации, логопедическое обследование, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ полученных результатов.


Другое по теме:

Применение современных образовательных технологий в опыте педагогической деятельности
В период непрерывной педагогической практики 4 класса основной общеобразовательной Кудрявецкой школы Хвастовичского района была проведена работа по применению отдельных технологий современного обучения. Эта работа была организована в рамках организующего эксперимента, направленного на доказательств ...

Организация эффективного восприятия на уроках физической культуры
Восприятие - это отражение в сознании предметов, событий, явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие - это прежде всего чувственное познание. Так как, с одной стороны, оно возникает при непосредственном воздействии раздражителя, а с другой - отражает в сознании человек ...

Методика формирования эстетического воспитания у школьников
Опытно-экспериментальная работа по эстетическому воспитанию школьников на примере преподавания технологии художественной вышивки лентами проводилось по этапам. На первом этапе анализировались учебно-методическая и специальная литература по выявлению рекомендаций для учителя технологии по организаци ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru