Педагогика и воспитание » Коммуникация как форма открытого действия при воспитании детей младшего дошкольного возраста » Методическое описание коммуникации как формы открытого действия в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Методическое описание коммуникации как формы открытого действия в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Страница 1

Под коммуникацией я понимаю взаимную обращённость людей. Действие одного человека вызывает ответную реакцию другого. Причём такая обращённость может выражаться улыбкой, взглядом, жестом, позой,ну и, конечно, словом.

Коммуникация между взрослым и ребёнком может возникать спонтанно в процессе игры, при выполнении каких-либо предметных действий, по поводу приёма пищи, одевания, купания, гуляния и т.д. Причём инициатором может являться как взрослый, так и ребёнок. Часто такие действия и являются открытыми, так как включают в себя инициацию, проявление (явление), и удерживание иного действия (поведения).

В некоторых ситуациях взрослый намеренно выстраивает коммуникацию как открытое действие. Это такие ситуации, в которых ребёнок сталкивается ещё с неизвестным ему способом действия (овладение новым орудием, знаком).

Впервые коммуникация как открытое действие была рассмотрена в работе В.Г. Васильева, Т.Н. Ямских.

В этой работе выделено две посреднические позиции взрослого в открытом действии:

Позиция проектировщика открытого действия;

Позиция «справочника», или по Б.Д. Эльконину «инструктора».

Проектировщик открытого действия проектирует открытое действие, границы которого должны оставаться неизменными, иначе действие потеряет свою «открытость» и поставленная цель завершить её другим действием не будет достигнута, хотя учебная задача будет решена. Взрослый заранее продумывает все возможные способы разрешения ситуации, доступность средств, которыми может пользоваться ребёнок, ставит перед собой задачу попасть в зону ближайшего развития ребёнка.

Позиция “справочника”, “инструктора обеспечивает поведение посредника в момент возникновения иного действия, когда взрослый из “содеятеля” превращается в “инструктора” – начинают работать словесные указания взрослого.

Обе эти позиции, но в большей мере вторая, обеспечиваются коммуникацией, взаимной обращённостью взрослого и ребёнка. Эта коммуникация, в силу её противопоставленности исходному действию, может быть рассмотрена как третье действие. именно появление коммуникации говорит о возможности появления и продуктивного завершения действия ребёнком. Кроме того коммуникация позволяет включать в совокупное действие знак, что является важным механизмом методологической реализации совокупного действия (с использованием коммуникации).

Научным руководителем мне поставлена была задача: найти форму, описать и практически осуществить открытые действия в форме коммуникации с детьми младшего дошкольного возраста.

Наши исследования показали, коммуникация как открытое действие может осуществляться с детьми данного возраста в форме:

Обращённости взглядом;

Обращённости речью;

Обращённости к третьему;

Обращённости жестом.

Обращённость взглядом. Особенно полезна при организации пространства проб, где у ребёнка появляется выбор. Например, взрослый предлагает собрать пирамидку, говоря: «Давай сначала возьмём большое колечко!» Взрослый сам берёт самое большое колечко и вставляет в стержень. Затем он передаёт действие ребёнку. Здесь может возникнуть ситуация неуверенности ребёнка в своих действиях. Он ещё не готов полностью завершить действие взрослого. Видимо, взрослый не совсем точно выстроил границу открытого действия. И тогда взрослый либо словом, а лучше взглядом поощряет действия ребёнка. Ребёнок взглядом контролирует и организует своё действие.Такое действие как совокупное завершается тогда, когда отпадает необходимость во взгляде. Эта обращённость позволяет ставить произвольность в этом возрасте.

Обращённость речью. Эффективна при обучении речи. Взрослый читает знакомый стишок, при этом делает паузы в конце каждой строки, чтобы ребёнок вставил слово. Например, взрослый: «Гуси-гуси…» Ребёнок: «Га-га-га!» «Есть хотите?», - продолжает взрослый. «Да-да-да!», - заканчивает ребёнок. Эта пауза задумывается для того, чтобы ребёнок закончил начатое действие взрослого. А потом взрослый говорит: «А теперь ты начинай!» Открытость этого действия в том, что он начинает и удерживает это.

Обращённость к третьему – особо важный случай при организации развивающих игр на основе совокупного действия. Взрослый говорит: «Зайчики попрыгали!» Сам начинает прыгать, а потом перестаёт. Часть детей прыгает, а часть останавливается. Тогда взрослый говорит: «Ваня, как хорошо ты прыгаешь!» Но он говорит это не только для того, чтобы похвалить Ваню, а сколько для того, чтобы другие дети, которые не прыгают, посмотрели на него и тоже начали прыгать. Можно сказать эту инструкцию в виде приказа: «Давай прыгай!» А можно просто поменять мотивацию ребёнка поощрением другого. Такое коммуникативное включение особенно важно при работе с группой.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Виды внеклассных мероприятий
Понятие о видах внеклассной работы. Классные занятия, как уже отмечалось, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, но заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях и ...

Принципа создания хора на начальном этапе
Хоровое пение - наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. Здесь в качестве музыкального инструмента выступает человеческий голос, пользоваться которым могут почти все дети. Воспитательные возможности хорового пения огромны. К.Д. Ушинский писал: «Какое это могучее ...

Структура учебной деятельности. Психологические компоненты
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих элементов (по Б.А. Сосновскому): учебные ситуации и задачи – как наличие мотива, проблемы, её принятия учащимися; учебные действия, направленные на решение соответствующих задач; контроль - как соотношение действия и его результат ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru