Педагогика и воспитание » Коммуникация как форма открытого действия при воспитании детей младшего дошкольного возраста » Характеристика понятий «знаковое опосредствование», «совокупное действие» и «открытое действие»

Характеристика понятий «знаковое опосредствование», «совокупное действие» и «открытое действие»

Страница 1

Знак является следом активного поведения присутствия другого в человеке. Д.Б. Эльконин пишет «Первичные формы аффективно-смысловых образований человеческого сознания существуют объективно вне каждого отдельного человека, существуют в человеческом обществе в виде произведений искусств или в других каких-либо материальных творениях людей, то есть эти формы существуют раньше, чем индивидуальные или субъективные аффективно-смысловые образования». Иными словами, «Мона Лиза», «Гамлет» влияют на поведение людей.

Отсюда возникает вопрос: почему и каким образом культура становится действенной – становится средством построения поведения и, тем самым, способом преодоления его натуральных форм? Эльконин писал: «Это происходит потому, что «знак», который вводится другим человеком, взрослым, это есть введение в организацию поведения одного человека – другого человека. В этом смысл всякой знаковой операции; значение знака в той функции другого человека, в которой он вводится в организацию поведения. Они могут быть различны (решающий, помогающий, контролёр, напоминающий о ком-то). Знак – нечто вроде подарка. Ведь подарок – напоминание о том, кто его сделал. Именно поэтому знак социален, именно поэтому он организует поведение. Основное значение знака – социальное, то есть организация своего поведения через другого.»

Знаковое опосредствование – форма организации одним человеком поведения другого.

Знак – след присутствия другого человека в поведении. Форма этого присутствия характеризуется полной координированностью и соразмерностью действий, их некоей особой сопряженностью. Эту сопряжённость Д.Б. Эльконин и назвал «совокупным действием».

В нём меняется характер ориентации. Ориентация на действия другого есть одновременно ориентация своего действия. И наоборот, я действую так, чтобы организовать, подготовить действия другого.

Существуют особые условия, особый способ включения действий одного человека в действия другого, условия и способ «нахождения места» в действии другого человека. Описание этого способа и есть образ совокупного действия.

Способы включения действий одного человека в действия другого:

Всякое опосредование есть произвольное не-действование.

Образец, задаваемый взрослым, не продолжает спонтанное и импульсивное поведение ребёнка, не является включённым в него и не включает его в себя. Наоборот, образец действия, а, следовательно, и действие взрослого телом ребёнка противопоставлены спонтанному и импульсивному детскому поведению. Например, есть ложкой – это значит не есть рукой. В данном случае действовать – это значит произвольно удерживаться от другого действияю

Лишь в случае положительно-отрицательного, буквально телесно поляризованного действия ребёнка возникают условия для того, чтобы натуральные формы поведения стали культурными, то есть для того, чтобы ребёнок овладел естественно-импульсивными «слоями» своего поведения. И лишь в этом случае овладение предметными действиями становится способом развития ребёнка.

Задача взрослого: избежать непосредственного столкновения с ребёнком, его противодействия, и выстроить такую взаимность, в которой ребёнок, содействуя взрослому, противодействовал бы самому себе.

Действие никогда не выполняется до конца, в нём всегда оставляется промежуток, место для со-действия ребёнка.

Причём действие взрослого – это выразительное действие. оно выразительно прежде всего потому, что адресовано ребёнку. Это действие – вызов. Действуя, взрослый как бы вызывает ребёнка на со-действие. выразительность действия диктуется ещё и тем, что строится такое движение телом ребёнка, которое важно не только само по себе, но и как отрицание другого движения. Взрослый принципиально и сознательно его не завершает, каждый раз заново определяя меру своего не-действования, место своей остановки, замедления или ослабления движения. И чем слабее движение взрослого, тем выразительнее его жесты и речь. Каждый раз заново эту меру надо определять, потому что вне и до действия не может быть определено отношение между действием взрослого и оставляемым ребёнку промежутком. Именно поэтому сама незаконченность, отношение между взрослым действием и не-действием (промежутком), граница между ними является предметом проб взрослого.

Лишь в этом случае может возникнуть собственно совокупное действие, может состояться включение действия ребёнка в действие взрослого с ним.

Ситуация совокупного действия «заряжена энергией» преодоления взрослым своих непосредственных устремлений и импульсов.

Не заканчивая действие, строя своё не-действие, взрослый преодолевает сам себя, потому что он крайне заинтересован в удачном завершении действия (чтобы рубашка была одета, каша съедена и т.д.).

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте
Проблема обучения грамоте в детских садах в России не является новой. Вплоть до 1944 г. предусматривалось обучение грамоте детей от 7 до 8 лет. С 1944 г., когда школа перешла на обучение с семилетнего возраста, и до 1962 г. вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе детского сада н ...

Понятие «содержание образования»
Для успешного осуществления обучения как важного средства развития и формирования личности необходимо хорошо уяснить себе: чему надо учить, чем они должны овладевать обучаемые в процессе учебной работы. Но поскольку, как отмечено выше, обучение направлено на образование личности и органически связа ...

Возможности учебников по литературному чтению и русскому языку для знакомства школьников с семантикой слов-наименований лица по профессии роду занятий
Отбор содержания курса второго года обучения, принципов и методов его изучения обусловлен, как и в предыдущих классах, целями и задачами начального курса русского языка и подходами к его изучению. Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей: 1) развитие речи, мышления, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru