Педагогика и воспитание » Коммуникация как форма открытого действия при воспитании детей младшего дошкольного возраста » Особенности общения ребёнка раннего детства со взрослыми в ходе развития предметных действий

Особенности общения ребёнка раннего детства со взрослыми в ходе развития предметных действий

Страница 2

Постепенно действия, усвоенные в совместной деятельности со взрослыми, становятся также шире, охватывая ряд различных предметов. Границы такого переноса становятся всё шире. Появляется ряд действий с предметами, являющихся отражением отдельных моментов жизни ребёнка и окружающих его взрослых. В этом случае возникает новый способ усвоения действия, усвоения путём наблюдения за действиями взрослых.

Впервые замещение одного предмета другим возникает при необходимости дополнить привычную ситуацию действия недостающим предметом, отсутствующим в данный момент.

Одновременно с этим, а иногда несколько позднее появляется использование одних предметов в качестве заместителей других. В большинстве случаев дети используют предметы, не имеющие строго определённого игрового значения (палочки, камешки, кубики), в качестве дополнительных к сюжетным игрушкам (куклы, животные) или предметам обихода (стулья, ложки)

В назывании этих дополнительных к основным, замещающих игрушек можно наметить 2 этапа:

Дети называют эти предметы только после того, как взрослый назвал их;

Дети называют предметы после того, как с предметом произведено действие.

Самостоятельного называния замещающих предметов, до вовлечения их в игру, до действий с ними, в этот период ещё нет. Ребёнок никогда не называл предмет игровым названием до того, как он с ним произвёл соответствующее действие, подчёркивает Ф.И. Фрадкина.

По мере ознакомления ребёнка с новыми функциями предмета усложняется и игровое его употребление. Ребёнок производит с одним и тем же предметом несколько действий, но логической последовательности в них ещё нет.

Лишь к самому концу раннего детства начинают появляться игры, представляющие собой жизненную цепочку действий.

Таким образом, развитие строения игрового действия в пределах раннего детства характеризуется как переход от действия, однозначно определяемого предметом, через многообразное использование предмета, к действиям, связанным между собой логикой, отражающей логику реальных жизненных человеческих действий. Это уже «роль в действии».

Конечно, в ходе развития предметной игры ребёнок не научается лучше действовать с предметами – владеть гребешком, ложкой, надевать ботинки и т.п. Приобретение этих умений происходит в ходе употребления этих предметов и в практической деятельности.

Считается, что в игровых действиях не происходит познания ребёнком новых физических свойств предметов. Познание предметов внешнего мира, формирование представлений о них происходит в особой продуктивной или познавательной ориентировочно-исследовательской деятельности. В предметной же игре ребёнком усваиваются главным образом значения предметов, возникает ориентация на их общественную функцию, их общественное использование.

Итак, к концу раннего детства подготавливаются основные предпосылки для перехода к ролевой игре:

В игру вовлекаются предметы, замещающие реальные предметы, которые называются в соответствии с их игровым значением;

Усложняется организация действий, приобретающая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей;

Происходит обобщение действий и их отделение от предметов;

Возникает сравнение своих действий с действиями взрослых и в соответствии с этим называние себя именем взрослого;

Происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый выступает как образец действий, и вместе с тем возникает тенденция действовать самостоятельно, но как взрослый.

Как показало исследование Ф.И. Фрадкиной, все основные предпосылки игры возникают в ходе развития предметной деятельности ребёнка под руководством взрослых и в совместной деятельности с ними

Ребёнок воспроизводит предметные действия сначала только на тех предметах, на которых они сформировались при помощи взрослых;

Он переносит эти действия на другие предметы, предлагаемые сначала взрослыми;

Называет предметы именами замещаемых предметов только после действий с ними и называния их взрослыми игровыми наименованиями;

Называет себя именем тех людей, действия которых воспроизводит по предложению воспитывающих взрослых.

Из этого следует, что в коллективной деятельности взрослого и ребёнка открываются способы действия с предметами, которые затем присваиваются ребёнком. Такие действия предельно культурны. Они содержат в себе историю всего человечества. Так родитель, вкладывая в руку ребёнка ложку, даёт ему выработанный в культуре способ поглощения пищи. Сначала им владеет –только взрослый, затем он постепенно передаёт его ребёнку, пока тот им окончательно не овладеет.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Функции семейного воспитания
В качестве основной, выполняющей роль объединяющего, систематизирующего начала, внутренне интегрирующего в этом процессе все другие функции, выделяют формирующую функцию семейного воспитания. В соответствии с этой функцией основным содержанием воспитания в условиях семьи является формирование опред ...

Специфика обучения иностранного языка
Всякий предмет имеет свою специфику. Поиск специфических особенностей учебного предмета «иностранный язык» всегда осуществлялся, прежде всего, в сфере целеполагания. Общеизвестным является тот факт, что в отличие от большинства учебных дисциплин, которые нацелены на усвоение научных знаний тех или ...

Сущность, значение и классификация основных форм контроля знаний по биологии
Формы контроля знаний и умений учащихся - многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный стандарт биол ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru