Новая педагогика » Формирование эстетических чувств старших дошкольников » Наблюдение как метод формирования эстетических чувств старших дошкольников

Наблюдение как метод формирования эстетических чувств старших дошкольников

Страница 2

Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности разнообразны - можно завести аквариум или «звериную лечебницу». Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному существу.

Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.

«Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде», - отмечает В. Фокина.

Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов детских занятий.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника.

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержании наблюдений – что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать».

Старая антропоцентрическая парадигма довольно ярко представлена и во многих методических рекомендациях по экологическому образованию дошкольников. Например, выбор объектов для наблюдений зачастую основывается на традиционных взглядах «человек — мера всех вещей».

Потребительский подход в данном случае проявляется особо парадоксально: живые организмы уничтожаются или повреждаются для решения задач экологического образования. Например, многие авторы рекомендуют срезать для наблюдений ветки различных деревьев. В одном из пособий приводится конспект занятия «Сравнение веток деревьев и кустарников», одной из задач которого является воспитание «бережного отношения к деревьям и кустарникам». Для проведения занятия воспитателю понадобятся «ветки деревьев и кустарников, принесенные из леса: тополя, липы, березы, бузины, смородины размером 20—25 см (по 1 ветке на каждого ребенка!) и большие ветки лиственных и хвойных деревьев длинной 50—60 см в вазах». Наблюдения иллюстрируются стихотворением «Мы в лесу собрали ветки, принесли их в детский сад .»

Потребительский подход отражается и в подборе к этому занятию пословиц будто бы природоохранного содержания: «Возле леса жить — голодному не быть», «Что в лесу родится — во дворе годится». В другом пособии рекомендуется использовать для знакомства детей с насекомыми «модели живых или засушенных насекомых, в частности, засушенных пчел».

Те же авторы предлагают при знакомстве дошкольников с «дикорастущими цветами» (подснежниками, колокольчиками, ландышем, ромашкой и т.д.) собрать букеты живых цветов, что «будет хорошим дополнением к празднику». В некоторых детских садах можно даже встретить прозрачные емкости с формалином, в котором плавает препарированная лягушка, на примере которой дети должны, видимо, знакомиться с внутренним строением земноводных. Подход «человек — мера всех вещей» проявляется и в сборе коллекций живых объектов, использовании чучел, подборе животных для уголка природы.

Возможно, с точки зрения познавательной деятельности коллекции бабочек, жуков, чучел зверей, птиц дают ребенку более реальное представление о животных, чем знакомство с ними по картинкам. Однако с позиции экологического образования, основанного на новой экоцентрической парадигме, с позиции биоэтики такой подход должен быть исключен из практики детских садов. Лучше вести наблюдения в живой природе, использовать слайды, видеофильмы. Кроме того, экологическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование у ребенка эмоционального, бережного отношения к объектам живой природы, способности видеть их красоту, а не детальное знание особенностей каждого вида животного.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов
С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и ...

Функциональный базис графомоторных навыков письма и его нарушения
Графомоторный навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графомоторный навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графомоторный навык создает ...

Речевые нарушения у дошкольников с детским церебральным параличом
В структуре дефекта у детей с церебральным параличом значимое место занимает расстройство речи частотой около 70 процентов. Формы речевых нарушений разнообразны, что связано с вовлеченностью в патологический процесс различных мозговых структур. Целесообразно выделять следующие формы нарушений: 1) В ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru