Программа нацелена на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.). Осуществляемое целенаправленно эстетическое воспитание обеспечивает полноценное психическое развитие, развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности. Это эстетическое восприятие, образные представления, воображение, мышление, внимание, воля. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Многие исследователи отмечают, что способность ребенка к творчеству во многом зависит от того, насколько он трудолюбив, насколько развит в эмоциональном отношении.
Программа «Красота. Радость. Творчество» содержит следующие разделы: «Искусство в жизни ребенка», «Эстетическая развивающая среда», «Красота природы», «Знакомство с архитектурой», «Литература», «Изобразительная деятельность», «Музыкальная деятельность», «Досуг и творчество», «Творчество», а также Приложения.
Программа экологического образования «Мы» под редакцией Н.Н. Кондратьевой . При отборе содержания программы авторы руководствовались идеей гуманизации, т.е. развитием у ребенка гуманистической направленности отношения к миру. Содержание этой программы способствует развитию личности ребенка в целом, его экологического сознания, экологического поведения, правильного отношения к ней. В настоящей программе представлены доступные дошкольнику элементы экологической культуры. Особенность программы заключается в том, что природа представлена в ней как ценность, а гуманное отношение к живому – как этический принцип поведения человека. Освоение данных представлений обеспечивает понимание ребенком необходимости экологически правильного отношения к природе.
Переживание значимости такого отношения достигается посредством проживания ребенком всей палитры гуманных чувств к миру природы. Важной составляющей содержания являются умения разнообразной деятельности в природе, имеющей экологически ориентированный характер. В целом программа способствует формированию экологической воспитанности ребенка, являющейся закономерным результатом его приобщения к экологической культуре в ходе экологического образования.
Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавая необходимые для жизни условия.
Содержание программы не разделено по возрастам. Это позволяет педагогу использовать ее в любой группе детского сада, ориентируясь на возрастные показатели и стартовые возможности детей: особенности их познавательного развития, интересов, эмоционального восприятия окружающего. Подобное построение программы также поможет педагогу реализовать и собственные интересы в познании природы и открытии мира дошкольника. Настоящая программа дополняет содержание раздела «Ребенок открывает мир природы» программы «Детство».
Программа «Мы» может быть использована в любом регионе страны. Отбор конкретного содержания зависит от природного окружения дошкольного учреждения, географических условий местности, края.
Таким образом, для того чтобы воспитывать у ребенка эмоциональную отзывчивость к прекрасному, можно использовать в своей работе любую из выше рассмотренных программ, как полностью, так и частично.
Таким образом, анализ психолого-педагогической и экологической литературы, изучение программ детского сада позволило сделать следующие выводы:
процесс эстетического развития ребенка осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с окружающим миром;
«Чувствовать – познавать – творить» – это три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые должны присутствовать в экологическом воспитании;
Другое по теме:
Особенности познавательной и учебной деятельности младшего
школьника
Рассмотрение школьника как субъектов учебной деятельности основывается на тезисах Д.Б. Эльконина - ведущая деятельность ребенка (игра, учебная деятельность, личное общение и т.д.) протекает в определенной социальной среде, ситуации развития, что в совокупности формирует психические и личностные нов ...
Анализ учебников по математики для 5-6 классов
Учебник под ред. Н.Я.Виленкина и др.наиболее распространен в общеобразовательных школах. В основном все задания подобраны для выработки основных навыков, то есть они являются стандартными. Что касается устных упражнений, то они являются достаточно скучными и не вызывают интереса у учащихся, так как ...
История дистанционного обучения
Одним из старейших университетов дистанционного обучения является University of South Africa, который начал предлагать курсы с 1946. Крупнейшим университетом дистанционного Обучения считается британский Открытый университет, основанный в 1969. Немногим позже (1974) в Германии был основан FernUniver ...