Новая педагогика » Формирование эстетических чувств старших дошкольников » Краткий обзор программ, воспитывающих у дошкольников эмоциональную отзывчивость к прекрасному в природе

Краткий обзор программ, воспитывающих у дошкольников эмоциональную отзывчивость к прекрасному в природе

Страница 2

Программа нацелена на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.). Осуществляемое целенаправленно эстетическое воспитание обеспечивает полноценное психическое развитие, развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности. Это эстетическое восприятие, образные представления, воображение, мышление, внимание, воля. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Многие исследователи отмечают, что способность ребенка к творчеству во многом зависит от того, насколько он трудолюбив, насколько развит в эмоциональном отношении.

Программа «Красота. Радость. Творчество» содержит следующие разделы: «Искусство в жизни ребенка», «Эстетическая развивающая среда», «Красота природы», «Знакомство с архитектурой», «Литература», «Изобразительная деятельность», «Музыкальная деятельность», «Досуг и творчество», «Творчество», а также Приложения.

Программа экологического образования «Мы» под редакцией Н.Н. Кондратьевой . При отборе содержания программы авторы руководствовались идеей гуманизации, т.е. развитием у ребенка гуманистической направленности отношения к миру. Содержание этой программы способствует развитию личности ребенка в целом, его экологического сознания, экологического поведения, правильного отношения к ней. В настоящей программе представлены доступные дошкольнику элементы экологической культуры. Особенность программы заключается в том, что природа представлена в ней как ценность, а гуманное отношение к живому – как этический принцип поведения человека. Освоение данных представлений обеспечивает понимание ребенком необходимости экологически правильного отношения к природе.

Переживание значимости такого отношения достигается посредством проживания ребенком всей палитры гуманных чувств к миру природы. Важной составляющей содержания являются умения разнообразной деятельности в природе, имеющей экологически ориентированный характер. В целом программа способствует формированию экологической воспитанности ребенка, являющейся закономерным результатом его приобщения к экологической культуре в ходе экологического образования.

Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавая необходимые для жизни условия.

Содержание программы не разделено по возрастам. Это позволяет педагогу использовать ее в любой группе детского сада, ориентируясь на возрастные показатели и стартовые возможности детей: особенности их познавательного развития, интересов, эмоционального восприятия окружающего. Подобное построение программы также поможет педагогу реализовать и собственные интересы в познании природы и открытии мира дошкольника. Настоящая программа дополняет содержание раздела «Ребенок открывает мир природы» программы «Детство».

Программа «Мы» может быть использована в любом регионе страны. Отбор конкретного содержания зависит от природного окружения дошкольного учреждения, географических условий местности, края.

Таким образом, для того чтобы воспитывать у ребенка эмоциональную отзывчивость к прекрасному, можно использовать в своей работе любую из выше рассмотренных программ, как полностью, так и частично.

Таким образом, анализ психолого-педагогической и экологической литературы, изучение программ детского сада позволило сделать следующие выводы:

процесс эстетического развития ребенка осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с окружающим миром;

«Чувствовать – познавать – творить» – это три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые должны присутствовать в экологическом воспитании;

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов
С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и ...

Отношение к природе в дошкольном возрасте
Особенности субъективного отношения к природе у дошкольников в очень большой степени определяются особенностями мышления, свойственными данному возрасту. Еще в 20-х - 30-х годах ХХ века Ж.Пиаже установил, что основной чертой познавательной деятельности дошкольника является эгоцентризм, который прив ...

Технологии виртуального класса
Занятия, проводимые через виртуальный класс (virtual class), — хороший пример для категории синхронного обучения: преподаватель/тьютор дает учащимся информацию, упражнения, отвечает на вопросы аудитории, оценивает усвоение знаний и т.д. через виртуальное общение. В связи с ростом популярности совме ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru