Педагогика и воспитание » Особенности современного обучения в образовательно-воспитательной системе общества » Педагогический процесс как основное понятие педагогики и его связь с педагогической системой

Педагогический процесс как основное понятие педагогики и его связь с педагогической системой

Становление любой области научного знания связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс сущностно единых явлений, а с другой – конструируют предмет науки.

Для педагогики роль стержневого понятия выполняет "педагогический процесс" - это движение от целей образования к его результатам путём обеспечения единства обучения и воспитания. Сущностной характеристикой педагогического процесса, поэтому является целостность как внутреннее единство его компонентов, относительная их автономность.

Педагогический процесс как целостность может быть рассмотрен с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нём прежде всего педагогическую систему (Ю. К. Бабанский). В педагогической литературе и образовательной практике понятие "система" употребляется часто безотносительно к его реальному, истинному содержанию. Однако понятие "педагогическая система" выходит за рамки узко понимаемой персонализации. (Б. Г. Гершунский).

При всём своеобразии, неповторимости и многочисленности педагогических систем они подчиняются общественному закону организационного строения и функционирования системы как процесса.

В этой связи под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединённых единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Структурные компоненты педагогической системы в своей основе адекватны компонентам педагогического процесса, рассматриваемого тоже как система.

Педагогический процесс с этой точки зрения представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в нее развитии и саморазвитии. В педагогическом процессе смена есть результат педагогического взаимодействия.


Другое по теме:

Формирование организационных умений познавательной деятельности как условие подготовки школьников к самообразованию
О необходимости формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения писал еще К.Д. Ушинский. " .Должно постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания . ...

История возникновения и развития техники «Вышивка лентами»
Вышивка является одним из самых древних видов народного творчества. Первые ее элементы возникли в период первобытно общинного строя. Тогда вместо лент использовались полоски кожи, с помощью которых создавались выразительные узоры. С развитием человечества развивалось и художественное шитье: стали п ...

Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников
Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к понятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru