Педагогика и воспитание » Изучение поэтических произведений в начальной школе » Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Страница 16

На последнем этапе опытно-экспериментальной работы были выявлены результаты деятельности по формированию умений воспринимать и понимать художественный текст младшими школьниками на уроках чтения. За основу контрольного исследования нами были приняты те же критерии, которые использовались в констатирующем эксперименте, с изменением содержания задания.

Полученные данные были занесены нами в таблицы № 3 и № 4.

Таблица 3 Экспериментальный класс, 3 А

Таблица 4 Контрольный класс, 3Б

Перенесем полученные результаты на графики

По графикам видно, что дети, при выявлении результатов заданий, на контрольном этапе разделяются на два типа: сохраняющие и повышающие уровень восприятия.

Результаты экспериментального класса показывают повышающий уровень по всем задания. После прочтения стихотворения у большинства детей возникли верные ассоциации (С, В). Умение находить изобразительные средства языка в стихотворении у детей экспериментального класса выходит на высокий уровень. При определении содержания текста были получены хорошие результаты: большинство учащихся, без затруднений, увидели созданный поэтом образ, нашли главные строки. Уровень владения навыками выразительного чтения в экспериментальном классе высокий. Дети прочитали стихотворение без ошибок, или с одной ошибкой.

Результаты контрольного класса показывают сохраняющий и повышающий уровень восприятия. Дети показали лучшие результаты при нахождении сравнений в стихотворении (В), а также при определении настроения в тексте (С).

Нам видно, что на констатирующем этапе были выявлены почти одинаковые уровни умений в обоих классах по выполняемым заданиям, а на контрольном этапе явно прослеживается доминирующий высокий уровень в экспериментальном классе.

Мы можем сделать вывод: если на уроках литературного чтения, с младшими школьниками проводить работу по формированию умений воспринимать поэтические произведения, то она будет способствовать процессу восприятия чужих эмоций, "узнаванию" разных способов их выражения, научит их изображать окружающий мир с помощью эмоционально насыщенной системы.

Таким образом, изучив литературе по проблеме: "Изучение поэтических произведений в начальной школе" были раскрыты психологические основы восприятия, рассмотрены возрастные и индивидуальные особенности школьников, связанные с восприятием и пониманием художественного текста.

В работе были указаны средства, способствующие процессу восприятия младших школьников. А также были выявлены критерии, помогающие определить уровни восприятия поэтического произведения.

В результате проведенного эксперимента была выявлена потребность младших школьников понимать, оценивать красоту окружающей действительности на основе изучения стихотворений.

Литературное чтение призвано научить детей не только читать, но и воспринимать содержание произведений художественной литературы как особый вид искусства. В свое время К.Д.Ушинский говорил: "Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".

Стихотворные произведения способствуют обогащению внутреннего мира ребенка в плане получения чувственного опыта, формирования того запаса жизненных сведений и эмоциональных впечатлений, которые человек выражает с помощью языка.

Когда через язык мир художественной литературы осознанно входит в картину мира ребенка, в конечном счете повышается уровень восприятия любых речевых произведений разной степени языковой сложности, глубины отражения действительности и понимания их целевой направленности, то есть облегчается понимание речи вообще.

Маленькому читателю нужен "проводник", умеющий переработать в своем осознании и в своей душе поэтический смысл и благодаря этому узнать, как ребенку проникнуть в него. Потому что, кроме учителя, никто не поймет, как провести детскую мысль от эмоции через ассоциации к образу, а от него – к тому понятию, которое так трудно бывает не столько осознавать, сколько выражать словами.

Ребенок живет в мире красоты, но иногда дети не видят и не слышат ее. Красочный звучащий мир нередко воспринимается детьми в черно-белом изображении как звуковой хаос именно потому, что отсутствует установка на цветное и музыкальное восприятие.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17


Другое по теме:

Краткая характеристика форм
1. Линейка (торжественная церемония) – ритуальное представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке. Выход на линейку имеет на наш взгляд, второстепенное значение. Функции субъектов взаимодействия следующие: ведущий линейки (находится в центре внимания); выступаю ...

Проведение констатирующего этапа эксперимента и его интерпретация
В ходе обследования первой группы детей были получены следующие данные об уровне сформированности интонационной стороны речи, которые были отражены нами в таблицах. Таблица 1 Результаты обследования интонационной стороны речи у детей ОГ № Имя, фамилия Баллы Уровень сформированности интонационной ст ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка
Творческие способности учащихся развиваются только в творческой деятельности. Другого пути нет. Лев Николаевич Толстой писал: "Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он будет только копировать". обучение творческий игра английский Одно из основных заданий школы - п ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru