Педагогика и воспитание » Изучение поэтических произведений в начальной школе » Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Страница 16

На последнем этапе опытно-экспериментальной работы были выявлены результаты деятельности по формированию умений воспринимать и понимать художественный текст младшими школьниками на уроках чтения. За основу контрольного исследования нами были приняты те же критерии, которые использовались в констатирующем эксперименте, с изменением содержания задания.

Полученные данные были занесены нами в таблицы № 3 и № 4.

Таблица 3 Экспериментальный класс, 3 А

Таблица 4 Контрольный класс, 3Б

Перенесем полученные результаты на графики

По графикам видно, что дети, при выявлении результатов заданий, на контрольном этапе разделяются на два типа: сохраняющие и повышающие уровень восприятия.

Результаты экспериментального класса показывают повышающий уровень по всем задания. После прочтения стихотворения у большинства детей возникли верные ассоциации (С, В). Умение находить изобразительные средства языка в стихотворении у детей экспериментального класса выходит на высокий уровень. При определении содержания текста были получены хорошие результаты: большинство учащихся, без затруднений, увидели созданный поэтом образ, нашли главные строки. Уровень владения навыками выразительного чтения в экспериментальном классе высокий. Дети прочитали стихотворение без ошибок, или с одной ошибкой.

Результаты контрольного класса показывают сохраняющий и повышающий уровень восприятия. Дети показали лучшие результаты при нахождении сравнений в стихотворении (В), а также при определении настроения в тексте (С).

Нам видно, что на констатирующем этапе были выявлены почти одинаковые уровни умений в обоих классах по выполняемым заданиям, а на контрольном этапе явно прослеживается доминирующий высокий уровень в экспериментальном классе.

Мы можем сделать вывод: если на уроках литературного чтения, с младшими школьниками проводить работу по формированию умений воспринимать поэтические произведения, то она будет способствовать процессу восприятия чужих эмоций, "узнаванию" разных способов их выражения, научит их изображать окружающий мир с помощью эмоционально насыщенной системы.

Таким образом, изучив литературе по проблеме: "Изучение поэтических произведений в начальной школе" были раскрыты психологические основы восприятия, рассмотрены возрастные и индивидуальные особенности школьников, связанные с восприятием и пониманием художественного текста.

В работе были указаны средства, способствующие процессу восприятия младших школьников. А также были выявлены критерии, помогающие определить уровни восприятия поэтического произведения.

В результате проведенного эксперимента была выявлена потребность младших школьников понимать, оценивать красоту окружающей действительности на основе изучения стихотворений.

Литературное чтение призвано научить детей не только читать, но и воспринимать содержание произведений художественной литературы как особый вид искусства. В свое время К.Д.Ушинский говорил: "Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".

Стихотворные произведения способствуют обогащению внутреннего мира ребенка в плане получения чувственного опыта, формирования того запаса жизненных сведений и эмоциональных впечатлений, которые человек выражает с помощью языка.

Когда через язык мир художественной литературы осознанно входит в картину мира ребенка, в конечном счете повышается уровень восприятия любых речевых произведений разной степени языковой сложности, глубины отражения действительности и понимания их целевой направленности, то есть облегчается понимание речи вообще.

Маленькому читателю нужен "проводник", умеющий переработать в своем осознании и в своей душе поэтический смысл и благодаря этому узнать, как ребенку проникнуть в него. Потому что, кроме учителя, никто не поймет, как провести детскую мысль от эмоции через ассоциации к образу, а от него – к тому понятию, которое так трудно бывает не столько осознавать, сколько выражать словами.

Ребенок живет в мире красоты, но иногда дети не видят и не слышат ее. Красочный звучащий мир нередко воспринимается детьми в черно-белом изображении как звуковой хаос именно потому, что отсутствует установка на цветное и музыкальное восприятие.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17


Другое по теме:

Появление программы Интел «Обучение для будущего» в России
Программа Intel "Обучение для будущего" оказало значительное влияние на российское образование. В чем конкретно это выразилось? Прежде всего, изменилось профессиональное мышление педагогов. Важным и приоритетным развитием школьного и профессионального образования является внедрение в учеб ...

Специальное образование в Германии и Франции до и после первой мировой войны
Оптимистическая вера в науку и прогресс человечества присутствовали и в идеях педагогов-дефектологов, психологов, педологов, многие из которых в начале XX века были увлечены лечением и обучением аномальных детей. Сформировались национальные системы специального образования. Обратимся к истории разв ...

Тестирование по разделу «Архитектура ЭВМ. Программное обеспечение»
1. Перед отключением компьютера информацию можно сохранить: 1) в оперативной памяти; 2) во внешней памяти; 3) в регистрах процессора; 4) на дисководе; 5) в контроллере магнитного диска. 2. Электронный блок, управляющий работой внешнего устройства, называется: 1) адаптер (контроллер); 2) драйвер; 3) ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru