Педагогика и воспитание » Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников » Экспериментальное исследование педагогических условий нравственного воспитания младших школьников

Экспериментальное исследование педагогических условий нравственного воспитания младших школьников

Страница 2

а) ты прощаешь ему это,

б) ты относишься к нему также.

3А класс. Этот вопрос разделил класс почти пополам: 11 человек выбрали варианты а) и 9 человек вариант б). Вообще же, этот вопрос достаточно сложен даже для многих взрослых людей, но в данном случае мы не предлагаем ребенку рассуждать, как нужно поступать, а просим его вспомнить, чем на «не очень хорошее» к нему отношение отвечает он. Оказалось, что 55% детей этого класса считает, что нужно прощать, и 45%, что нужно отвечать тем же, и соответственно своей установке поступают.

3Б класс. В этом классе вариант а) выбрали 15 человек (75%) и 5 человек (25%) – б).

Таким образом, ответы на этот вопрос показали, что в 3Б классе больше учащихся, склонных прощать плохое отношение к себе других людей, чем отвечать тем же. А это свидетельствует о большей эффективности работы учителя данного класса по формированию мотивов нравственного поведения, чем учителя 3А класса.

2. Когда кто-то из детей просит тебя помочь на контрольной,

а) ты говоришь, чтобы он сам все решал,

б) ты помогаешь, когда не видит учитель.

3А класс. При ответе на этот вопрос вариант а) выбрали 8 человек (40%), а вариант б) – 12 (60%). С одной стороны можно было бы говорить о сформированности мотива оказания помощи у этих 12-ти детей, но с другой стороны (и это наиболее важно) оказывается, что лишь 8 человек в классе не только знают, что на контрольной работе подсказывать нельзя, но и применяют это знание в своем поведении. Подсказка может быть и порождена мотивом оказания помощи, однако в тот момент, когда проверяются знания каждого, о таком мотиве говорить неуместно. Скорее всего, дети помогают друг другу на контрольной, чтобы одноклассники не думали, будто они специально не хотят помочь и не считали их «единоличниками».

3Б класс. Дети этого класса лучше знают, что помогать на контрольной нельзя. Вариант а) выбрали 17 человек, а это составляет примерно 85%. И только 3 человека выбрали вариант б), то есть 15%.

Необходимо отметить, что дети 3Б класса с первого дня в школе были рассажены по одному. Возможно, это и обусловливает склонность детей не помогать на проверочных работах друг другу: они не могут сделать это незаметно от учителя. В беседе с учителем этого класса выяснилось, что именно для того, чтобы предотвратить подсказки, парты были раздвинуты (в классах начальной школы они рассчитаны на одного человека). Такая же возможность была и у учителя 3А класса, однако, она не была использована. На наш взгляд, прием учителя 3Б класса, хоть и жесткий, сформировал привычку не помогать на контрольной. Таким образом, речь в данном случае идет уже не о сформированности мотива, а о переходе его в привычку, что, несомненно, является высоким показателем работы учителя.

3. Если мама на тебя сердится, то

а) у тебя ощущение, что ты сделал что-то не так,

б) ты думаешь, что она ошибается.

3А класс. В данном случае 14 человек (70%) выбрали вариант а), что свидетельствует о том, что они склонны анализировать свои поступки, вызывающие недовольство мамы, а 6 человек (30%) из 20 обычно ссылаются на ошибочность ее мнения по поводу их поведения (выбрали второй вариант). Можно сказать, что у этих 6-ти человек не сформирован внутренний контроль действий. Эти дети пока не могут осознать нравственное и безнравственное в поступке и склонны поступать «по настроению», а при указании на ошибку оставаться при своем мнении, зачастую неверном, и не анализировать поступок.

3Б класс. Большинство детей выбрали вариант а): 17 человек (85%) против 3 человек (15%). В этом классе склонность к анализу своего поступка выявилась у большего числа учащихся, чем в предыдущем классе, то есть уровень сформированности мотивов нравственного поведения в 3Б классе оказался выше.

4. Когда мама зовет тебя домой, ты

а) идешь сразу же,

б) продолжаешь играть еще немного.

3А класс. 11 человек ответили, что идут сразу же (55%), 9 человек (45%), что продолжают заниматься своим делом. Данный вопрос (впрочем, как и предыдущий) скорее отражает результат домашнего воспитания, однако классный руководитель, поддерживая связь с семьей ребенка, должен уделять много внимания воспитанию в детях и чувства уважения к взрослым, и послушания. По ответам детей можно предположить, что либо педагог уделял не достаточно внимания этому, либо только половина детей усвоила это к концу 3-го класса, поскольку установки учителя не получали поддержки со стороны родителей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Понятие "познавательный интерес" в разных аспектах
Целью данного параграфа является рассмотрение понятия "познавательный интерес" в историческом, психологическом и дидактическом аспектах. Рассмотрим историко-педагогический аспект формирования познавательного интереса. Так например Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитан ...

Система организации русской лексики как основа изучения тематической группы наименований лица по профессии и роду занятий
Лексика русского языка – это упорядоченное множество элементов, связанных определенными отношениями. Несмотря на то, что лексическая система достаточно открыта, а само количество элементов несоизмеримо велико по сравнению с элементами других систем, лексика все же представляет собой относительно ус ...

Диалоговый подход к организации эвристического обучения
В реформируемом образовании учет неповторимых особенностей учащегося может быть реализован на основе индивидуально-личностного подхода. В этой связи возрастает роль эвристического обучения, под которым понимается образовательная деятельность ученика по конструированию им собственного смысла, целей, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru